Нижний Новгород |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А17-1735/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от заявителя: Лямзина А.С. (доверенность от 22.02.2013),
от заинтересованного лица: Назаровой М.В. (доверенность от 17.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Региональной службы по тарифам Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.10.2013,
принятое судьями Тимошкиным К.А., Новиковым Ю.В., Чеботаревой И.А.,
по делу N А17-1735/2013
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Водосети"
(ИНН: 3706017266; ОГРН: 1103706000782) к Региональной службе по тарифам Ивановской области,
о признании недействующим нормативного правового акта,
третье лицо - Федеральная служба по тарифам России,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Водосети" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области (далее - ООО "Водосети", Общество) с заявлением к Региональной службе по тарифам Ивановской области (далее - РСТ Ивановской области, регулирующий орган) о признании недействующим постановления от 22.11.2010 N 319-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям Южского муниципального района" в части установления тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "Водосети" на 2011 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам России (далее - ФСТ России).
Решением суда первой инстанции от 11.10.2013 заявленное требование удовлетворено.
РСТ Ивановской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на статью 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление N 520), приказ Федеральной службы по тарифам от 12.04.2011 N 123-э, приказ Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 N 267-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год", заявитель считает, что оспариваемое постановление РСТ Ивановской области принято в соответствии с действующим законодательством; тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "Водосети" на 2011 год установлены на основании совокупности принципов регулирования тарифов. По его мнению, орган регулирования при необходимости имеет право, а не обязанность запросить у организации коммунального комплекса дополнительные документы. Регулирующий орган указывает, что законодательством, регламентирующим государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотрен специальный порядок компенсации регулируемой организации выпадающих доходов при установлении регулируемых тарифов на последующий расчетный (очередной) период регулирования. РСТ Ивановской области полагает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как Федеральный закон N 210-ФЗ не относит рассмотрение заявлений организаций коммунального комплекса о признании нормативного акта не соответствующим нормам данного закона к компетенции арбитражного суда.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании и отзыве на кассационную жалобу возразил относительно доводов заявителя.
ФСТ России надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила, отзыв на кассационную жалобу не представила.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ивановской области.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.11.2010 РСТ Ивановской области приняла постановление N 319-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям Южского муниципального района" (далее - Постановление N 319-к/1).
Согласно пункту 1 приложения к Постановлению N 319-к/1 РСТ Ивановской области утверждены тарифы для ООО "Водосети" за 1 кубический метр для бюджетных и прочих потребителей, а также населения, на холодную воду - 25,53 рубля, водоотведение и очистку сточных вод - 22,25 рубля.
Постановление опубликовано в "Ивановской газете" от 26.11.2010 N 218 (4825).
Не согласившись с размерами установленных тарифов, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 3, 4, 5, 8, 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", суд первой инстанции сделал вывод о незаконности оспариваемого постановления и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
Суд установил, что обжалуемое постановление принято уполномоченным органом - РСТ Ивановской области и опубликовано в "Ивановской газете" от 26.11.2010 N 218 (4825).
В рассматриваемом случае суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение отвечает признакам нормативного акта, принято компетентным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, и правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод регулирующего органа о том, что производство по настоящему делу подлежало прекращению в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как Федеральный закон N 210-ФЗ не относит рассмотрение заявлений организаций коммунального комплекса о признании нормативного акта не соответствующим нормам данного закона к компетенции арбитражного суда со ссылкой на Федеральный закон от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отклоняется судом кассационной инстанции, так как с заявлением о признании нормативного акта недействующим Общество обратилось 01.04.2013, то есть ранее вступления в силу названного закона.
Федеральный закон N 210-ФЗ устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Организацией коммунального комплекса при этом признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ).
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Ивановской области таким органом является Региональная служба по тарифам Ивановской области.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, основами ценообразования и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В статье 3 Федерального закона N 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов, одним из которых является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, согласно части 5 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
Установленные тарифы должны быть экономически обоснованными, не превышать установленный органом регулирования субъекта Российской Федерации предельный индекс максимального возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 N 267-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год. Для Ивановской области предельный индекс составляет 118 процентов.
Согласно пункту 52 постановления N 520 предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Установленные предельные индексы отражают лишь среднее значение в целом по субъекту или по муниципальному образованию, то есть тариф для конкретной организации может быть выше или ниже, но в среднем не превышать предельный индекс, установленный в среднем по субъекту или муниципальному образованию.
Судом Ивановской области установлено, что при расчете спорного тарифа часть материальных затрат ООО "Водосети" не была учтена РСТ Ивановской области при установлении тарифа на 2011 год.
Арбитражный суд Иванвской области также сделал вывод о том, что при определении спорных тарифов регулирующий орган не обосновал методику их расчета.
Как видно из экспертного заключения, в представленных для расчета формах не указаны нормы расхода каждого материала, а также не приложены обоснования цены за единицу ресурса на 2011 год согласно пункту 26 постановления N 520.
РСТ Ивановской области часть расходов определена по фактическим данным предыдущей ресурсоснабжающей организации за 2009 год с учетом индекса-дефлятора потребительских цен, представленного в Прогнозе социально-экономического развития РФ, основных параметров цен и тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и на услуги ЖКХ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, разработанных Минэкономразвития РФ в сентябре 2010 года.
В соответствии с пунктом 26 постановления N 520 для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные:
1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения;
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период;
4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае РСТ Ивановской области применялись индексы дефляторы в размере 105,9. В подтверждение обоснованности применения данного индекса регулирующий орган представил прогноз показателей инфляции и системы цен до 2013 года.
Вместе с тем сведений об опубликовании в установленном порядке соответствующих индексов на 2011 год РСТ Ивановской области суду не представила.
Кроме того, согласно пункту 15 постановления N 520 ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования. В нарушение данной нормы РСТ Ивановской области не представила в материалы дела протокол рассмотрения дела с указанием примененного метода расчета тарифа для ООО "Водосети".
Рассмотрев в совокупности представленные в материалы дела доказательства, в том числе экспертное заключение, в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что постановление РСТ Ивановской области противоречило пунктам 7, 15, 26 постановления N 520 и статьям 3, 7, 9 Закона N 210-ФЗ, в связи с чем обоснованно признал его недействующим.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и судом округа не принимаются, так как направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию кассационной инстанции не входит.
Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации РСТ Ивановской области освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.10.2013 по делу N А17-1735/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае РСТ Ивановской области применялись индексы дефляторы в размере 105,9. В подтверждение обоснованности применения данного индекса регулирующий орган представил прогноз показателей инфляции и системы цен до 2013 года.
Вместе с тем сведений об опубликовании в установленном порядке соответствующих индексов на 2011 год РСТ Ивановской области суду не представила.
Кроме того, согласно пункту 15 постановления N 520 ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования. В нарушение данной нормы РСТ Ивановской области не представила в материалы дела протокол рассмотрения дела с указанием примененного метода расчета тарифа для ООО "Водосети".
Рассмотрев в совокупности представленные в материалы дела доказательства, в том числе экспертное заключение, в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что постановление РСТ Ивановской области противоречило пунктам 7, 15, 26 постановления N 520 и статьям 3, 7, 9 Закона N 210-ФЗ, в связи с чем обоснованно признал его недействующим."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2014 г. N Ф01-13006/13 по делу N А17-1735/2013