Нижний Новгород |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А29-2462/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара Главного управления Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2013,
принятое судьей Махмутовым Н.Ш., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013,
принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А29-2462/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр
"Паритетъ" (ИНН: 1021100526171, ОГРН: 1101030363)
о признании незаконным и об отмене постановления Отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми и о признании недействительным представления
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Паритетъ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - Отдел) от 26.03.2013 N 132 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 175 000 рублей и о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26.03.2013.
Решение суда от 27.06.2013, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013, заявленные требования удовлетворены.
Отдел не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Отдела, совершенные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому спор неподведомствен арбитражному суду. Вывод судов о недоказанности вины Общества в несоблюдении требований пожарной безопасности необоснован. Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований пожарной безопасности. Вина в несоблюдении установленных требований не зависит от периода пользования зданием. Факт совершения Обществом административного правонарушения подтвержден материалами дела. Основания для удовлетворения требований Общества отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителей.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Сорвачев В.В. (арендодатель) и ООО "Медицинский центр "Паритетъ" (арендатор) заключили договор аренды нежилого помещения от 01.01.2013. По условиям договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду помещения медицинского центра "Паритеть" площадью 204,6 квадратного метра, расположенного по адресу: город Сыктывкар, Октябрьский проспект, дом 5 (пункт 1.1 договора).
Отдел на основании распоряжения от 25.01.2013 N 243 провел плановую выездную проверку соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты, расположенного по адресу: город Сыктывкар, Октябрьский проспект, дом 5.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на путях эвакуации при высоте лестницы более 45 см не предусмотрены перила (из помещения N 26 первого этажа лестничная клетка, ведущая на улицу), что является нарушением пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), пункта 6.28 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенных в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7, пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009), статей 4, 52, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ). В нарушение пункта 33 Правил противопожарного режима, пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009, статей 2, 4, 52, 89 Федерального закона N 123-ФЗ ширина эвакуационного выхода составляет менее 0,8 метра (а именно 71 см, выход на лестничную клетку из помещения N 26 первого этажа, ведущий непосредственно на улицу). Результаты проверки отражены в акте от 06.03.2013.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, Отдел составил протокол от 07.03.2013 и принял постановление от 26.03.2013 о назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере 175 000 рублей.
Обществу выдано представление от 21.05.2013, обязывающее принять исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и в течение одного месяца с момента получения представления письменно сообщить о принятых решениях в Отдел.
Общество не согласилось с постановлением и представлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частями 4, 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1.6, частью 2 статьи 2.1, статьей 26.2 КоАП РФ, частью 12 статьи 9, статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), суд первой инстанции и Второй арбитражный апелляционный суд удовлетворили заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии со статьей 52 Федерального закона N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются в том числе способом устройства эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
В частях 1 и 8 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Из части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ следует, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона.
Согласно пункту 33 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В соответствии с пунктами 4.2.5, 4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метра, ширина выходов в свету - не менее 0,8 метра, за исключением специально оговоренных случаев. В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 метра с перилами.
Согласно пункту 6.28 СНиП 21-01-97 в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
Материалами дела подтверждено, что в арендуемом Обществом помещении на путях эвакуации при высоте лестницы более 45 сантиметров в нарушение указанных норм не предусмотрены перила, ширина эвакуационного выхода составляет менее 0,8 метра. Таким образом, событие административного правонарушения доказано.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и в совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что Отдел, принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности, надлежащим образом не исследовал вопрос о вине Общества в совершении вменяемого правонарушения.
Из материалов дела следует и суды установили, что спорное помещение передано Обществу по договору аренды от 01.01.2013 в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества. По условиям договора все работы капитального характера не допускаются без письменного разрешения арендодателя. Проверка этого помещения проведена Отделом спустя лишь два месяца с момента получения Обществом имущества в аренду.
Доказательств наличия у Общества при таких обстоятельствах возможности должным образом исполнить требования законодательства административным органом не представлено.
С учетом изложенного суды обоснованно указали, что вина Общества в совершении правонарушения, а, следовательно, и состав правонарушения нельзя признать доказанным, в связи с чем правомерно признали незаконными и отменили оспариваемые постановление и представление.
Довод Отдела о неподведомственности спора арбитражному суду не может быть принят во внимание.
Согласно статье 29 Кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. При этом такое постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
С учетом субъектного состава участников и характера возникших правоотношений, связанных с осуществлением Обществом предпринимательской деятельности, суды правомерно приняли к производству и рассмотрели заявление об оспаривании постановления и представления Отдела.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 по делу N А29-2462/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. При этом такое постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 января 2014 г. N Ф01-12589/13 по делу N А29-2462/2013