Нижний Новгород |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А29-7701/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
Председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Терентьева К.Н. (доверенность от 11.12.2013),
от заинтересованного лица: Гилевой Н.А. (доверенность от 27.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
по Республике Коми (филиал N 1)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012,
принятое судьей Макаровой Л.Ф., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013,
принятое судьями Хоровой Т.В., Караваевой А.В., Черных Л.И.,
по делу N А29-7701/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
(ИНН: 1103019255, ОГРН: 1021100807452)
о признании недействительным решения от 25.05.2012 N 2 Государственного
учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации по Республике Коми (филиал N 1)
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования (филиал N 1) (далее - Фонд, Региональное отделение) от 25.05.2012 N 2 о привлечении к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 заявленное требование удовлетворено частично: решение Фонда признано недействительным в части предложения уплатить 237 425 рублей 71 копейку страховых взносов, 5085 рублей 91 копейку пеней, а также 47 485 рублей 14 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 решение суда первой инстанции частично отменено. Решение Фонда от 25.05.2012 N 2 признано недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 291 545 рублей 74 копеек, предложения уплатить 238 021 рубль 24 копейки страховых взносов, а также соответствующие суммы пеней и штрафа. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статьи 84, 178, 296, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, статью 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьи 1, 20.2, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", заявитель жалобы считает, что средний заработок, выплачиваемый Обществом работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, а также компенсации, выплачиваемые работникам-пенсионерам при их увольнении, подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подробно позиция Регионального отделения изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Фонда, просили оставить жалобу без удовлетворения.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 21.01.2014.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Общества по вопросам полноты, своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) и расходования этих средств за период с 01.01 по 31.12.2011, по результатам которой составил акт от 25.04.2012.
В ходе проверки установлено занижение Обществом базы по страховым взносам, что повлекло их доначисление в сумме 300 572 рублей 11 копеек, в том числе по следующим выплатам работникам:
- компенсации пенсионерам - 237 425 рублей 71 копейки;
- в период исполнения общественных обязанностей (участие в работе профсоюзной организации) - 22 946 рублей 16 копеек;
- в период исполнения воинской обязанности - 4491 рубля 72 копеек;
- работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха - 21 901 рубля 79 копеек;
- за дни ухода за детьми-инвалидами - 4779 рублей 74 копеек;
- произведенные Халимовой Н.А. при увольнении по соглашению сторон - 9027 рублей.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Фонда принял решение от 25.05.2012 N 2 о привлечении страхователя к ответственности на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде взыскания штрафа в размере 49 409 рублей 64 копеек. В этом же решении Обществу предложено уплатить 247 048 рублей 24 копейки недоимки по страховым взносам и 6737 рублей 43 копейки пеней.
Общество с решением Фонда не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 2, 5, 15, 45, 46, 56, 57, 129, 164, 165, 170, 186, 262, 374 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 5, 17, 20.1, 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьями 1, 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование в части начисления страховых взносов в отношении выплат, производимых при увольнении работникам-пенсионерам. Остальные выплаты суд признал подлежащими учету при исчисления страховых взносов.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, частично отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд сделал вывод о том, что все спорные выплаты, кроме произведенных Халимовой Н.А. при ее увольнении, не подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
На основании статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Перечень случаев, когда при увольнении работнику выплачивается выходное пособие, и размеры выходных пособий установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе статьей 178. Указанной нормой также предусмотрено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. В силу статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии, компенсации и льготы работникам могут также устанавливаться соглашениями.
Таким образом, выплачиваемое при увольнении выходное пособие является компенсационной выплатой, установленной законодательством Российской Федерации; при этом Трудовой кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возможность установления случаев выплаты выходного пособия и его размера трудовым или коллективным договорами, соглашениями.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что выплата выходного пособия работникам - пенсионерам при увольнении производилась на основании Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города Воркуты на 2011-2013 годы, которым установлены случаи выплаты выходного пособия и его размер.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что выплачиваемое работникам при выходе их на пенсию выходное пособие не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10). Правомерность данных выплат материалами дела подтверждена и Фондом не оспаривается.
С учетом изложенного Обществом правомерно не включены в базу для начисления страховых взносов спорные средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за ребенком-инвалидом.
Вывод апелляционного суда о признании недействительным решения Фонда в данной части является правомерным.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями, исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов, согласно пункту 2 указанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В статье 374 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотрено, что члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы, действие которого распространяется на Общество в силу статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, установлено, что члены профсоюза, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее с сохранением среднего заработка по месту работы для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых органами профсоюза, и в работе их выборных коллегиальных органов, а также на время их краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы определяются в коллективных договорах, соглашениях.
Таким образом, средний заработок, сохраненный работодателем своим работникам - членам профсоюза в период исполнения ими общественных обязанностей в рабочее время, является объектом обложения страховыми взносами.
В статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены государственные гарантии и компенсации в области взаимоотношений работодателя и работника при выполнении последним социально значимой функции, предусмотренной Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов": освобождение работника от работы в определенные в указанной статье дни, предоставление дополнительного дня отдыха, сохранение за работником его среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации обстоятельств возможна при наличии трудовых отношений между работником и работодателем (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации), что в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ включает указанную выплату в объект обложения страховыми взносами.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
В перечне выплат, установленном в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ, не поименован средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающих граждан на военных сборах, работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, а также работникам в период участия их в работе выборных коллегиальных профсоюзных органов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обоснованном начислении Фондом страховых взносов на данные выплаты является правомерным. При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и признания недействительным решения Фонда в данной части.
Учитывая изложенное, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, в части признания недействительным решения Фонда от 25.05.2012 N 2 в отношении доначисления страховых взносов на выплату среднего заработка, сохраняемого за работниками в период исполнения ими общественных обязанностей (участие в работе профсоюзной организации) и прохождения военных сборов; работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, а также соответствующих сумм пеней и штрафа. Решение суда первой инстанции в указанной части является законным. В остальной части принятые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктами 1, 5 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу N А29-7701/2012 отменить в части признания недействительным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования (филиал N 1) от 25.05.2012 N 2 в отношении доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты, производимые работникам за исполнение ими общественных обязанностей (участие в работе профсоюзной организации) в сумме 22 946 рублей 16 копеек, за периоды прохождения военных сборов в сумме 4491 рубля 72 копеек, за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам-донорам для сдачи крови, в сумме 21 901 рубля 79 копеек, а также соответствующих сумм пеней и штрафа.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 в указанной части оставить в силе.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу N А29-7701/2012 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации обстоятельств возможна при наличии трудовых отношений между работником и работодателем (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации), что в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ включает указанную выплату в объект обложения страховыми взносами.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
В перечне выплат, установленном в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ, не поименован средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающих граждан на военных сборах, работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, а также работникам в период участия их в работе выборных коллегиальных профсоюзных органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 января 2014 г. N Ф01-12606/13 по делу N А29-7701/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12606/13
05.09.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-921/13
26.02.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7701/12
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7701/12