Нижний Новгород |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А79-4405/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей
от дачного некоммерческого партнерства "Лесные зори": Черновой Е.Г. (доверенность от 12.09.2013), Латышева В.В. (протокол от 02.06.2009);
от дачного некоммерческого партнерства "Нагорное": Мустафина И.Р. (протокол от 16.01.2013),
от администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района
Чувашской Республики: Кудряшова А.В. (доверенность от 22.01.2014 N 48), Юсуповой А.А. (доверенность от 20.01.2014 N 43), Волковой И.В. (доверенность от 16.01.2014 N 32)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
дачного некоммерческого партнерства "Лесные зори",
дачного некоммерческого партнерства "Нагорное",
Ефиторовой Елены Александровны
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.10.2013,
принятое судьями Яхатиной С.Ю., Юрусовой Н.В., Бойко О.И.,
по делу N А79-4405/2013
по заявлениям
дачного некоммерческого партнерства "Лесные зори",
дачного некоммерческого партнерства "Нагорное"
к Собранию депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского
района Чувашской Республики,
администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района
Чувашской Республики,
комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения,
обществу с ограниченной ответственностью "Арконпроект"
о признании недействующим нормативного правового акта
с участием прокуратуры Чувашской Республики,
и у с т а н о в и л :
дачное некоммерческое партнерство "Лесные зори" (далее - ДНП "Лесные зори") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Собранию депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании недействующими Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 05.04.2013 N 24-01 (далее - Правила землепользования).
Определением от 04.07.2013 суд принял уточнение требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому заявитель просил признать недействующими Правила землепользования в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: 21:21:102102:82, 21:21:102102:281, 21:21:102102:282, 21:21:102102:283, 21:21:102102:284, 21:21:102102:285, 21:21:102102:286, 21:21:102102:287, 21:21:102102:288, 21:21:102102:289, 21:21:102102:290, 21:21:102102:291, 21:21:102102:292, 21:21:102102:293, 21:21:102102:294, 21:21:102102:295, 21:21:102102:296, 21:21:102102:297, 21:21:102102:298, 21:21:102102:299, 21:21:102102:300, 21:21:102102:301, 21:21:102102:302, 21:21:102102:303, 21:21:102102:304 к территориальной зоне СХ1 "Зона сельскохозяйственных угодий".
Дачное некоммерческое партнерство "Нагорное" (далее - ДНП "Нагорное") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Администрация), Собранию депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Собрание Депутатов), комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения (далее - Комиссия), обществу с ограниченной ответственностью "Арконпроект" (далее - ООО "Арконпроект") о признании недействующим муниципального нормативного правового акта - Правил землепользования.
Определением суда от 15.08.2013 дело N А79-4405/2013 по заявлению ДНП "Лесные зори" объединено с делом N А79-5494/2013 по заявлению ДНП "Нагорное", объединенному делу присвоен N А79-4405/2013.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ДНП "Нагорное" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что Арбитражный суд Чувашской Республики нарушил статьи 67, 68, 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По его мнению, суд неправомерно объединил в одно производство дела N А79-4405/2013 и А79-5494/2013 с разными предметами споров. ДНП "Нагорное" также полагает, что суд первой инстанции необоснованно не рассмотрел его ходатайство о фальсификации доказательств и не отразил позицию по данному вопросу в решении. Суд также не дал правовую оценку заявлениям членов комиссии по подготовке Правил землепользования Карпычева В.Е. и Молаева М.П. о нарушении при подготовке данных правил статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ДНП "Лесные зори" также не согласно с решением Арбитражного суда Чувашской Республики и просит его отменить.
Ссылаясь на статью 15 Конституции Российской Федерации, статьи 7, 11, 73, 77, 79, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статью 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", заявитель полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Оспариваемые Правила землепользования изданы с нарушением установленного порядка, так как не опубликованы в установленном порядке. Земельные участки, принадлежащие заявителю и имеющие вид разрешенного использования "для дачного строительства", неправомерно отнесены судом к территориальной зоне СХ1 "зона сельскохозяйственных угодий" без включения основного или вспомогательного вида использования, связанного с ведением дачного хозяйства. Оспариваемый акт нарушает права и законные интересы ДНП "Лесные зори" в сфере экономической деятельности.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны их представителями в судебном заседании.
Ефиторова Е.А. обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которой указала, что суд первой инстанции неправомерно не привлек ее к участию в деле в качестве заинтересованного лица, так как решение затрагивает ее права и обязанности, в связи с чем принятый судебный акт является незаконным и подлежит отмене.
Администрация в отзывах на кассационные жалобы и ее представители в судебном заседании относительно доводов заявителей возразили.
Собрание Депутатов и ООО "Арконппроект" в отзывах на кассационные жалобы свою позицию по делу поддержали, считают принятый судебный акт законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационные жалобы не представили; Ефиторова Е.А. представила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДНП "Лесные зори", зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц 09.06.2009, на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:102102:294 и 21:21:102102:82, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, общей площадью 5080 квадратных метров и 14 699 квадратных метров, расположенные по адресу: Чувашская Республика, Вурман Сюктерское сельское поселение, примерно в 720 метрах по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.08.2012 N 21АД N 686500, от 13.09.2012 N 21 АД N 75754.
В настоящее время территорию ДНП "Лесные зори" составляют земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:102102:82, 21:21:102102:281, 21:21:102102:282, 21:21:102102:283, 21:21:102102:284, 21:21:102102:285, 21:21:102102:286, 21:21:102102:287, 21:21:102102:288, 21:21:102102:289, 21:21:102102:290, 21:21:102102:291, 21:21:102102:292, 21:21:102102:293, 21:21:102102:294, 21:21:102102:295, 21:21:102102:296, 21:21:102102:297, 21:21:102102:298, 21:21:102102:299, 21:21:102102:300, 21:21:102102:301, 21:21:102102:302, 21:21:102102:303, 21:21:102102:304.
Главой Вурман-Сюктерского сельского поселения принято постановление 24.08.2012 N 74 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения", которое опубликовано в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 24.08.2012 N 24 (197).
В связи с изменением состава Комиссии 28.09.2012 главой Вурман-Сюктерского сельского поселения принято постановление N 97 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения", которое опубликовано в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 28.09.2012 N 26 (199). Приложением N 1 к постановлению определен состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования, приложением N 2 - порядок и сроки проведения работ.
ООО "Арконпроект" и Администрация 01.10.2012 заключили дополнительное соглашение к договору от 12.05.2011 N 293 на разработку Правил землепользования.
В газете "Ведомости Чебоксарского района" от 13.12.2012 N 29-1 (202-1) опубликован проект Правил землепользования.
Главой Вурман-Сюктерского сельского поселения принято постановление от 14.12.2012 N 21 "О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения "О Правилах землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения", опубликованное в газете "Ведомости Чебоксарского района от 18.12.2012 N 30 (203) вместе с проектом Правил землепользования.
Публичные слушания проведены с 14.02 по 17.02.2013, что подтверждается имеющимися в материалах дела протоколами. Результаты публичных слушаний комиссией по подготовке проекта Правил землепользования признаны состоявшимися, опубликованы в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 22.02.2013 N 2 (206).
Проект изучен членами комиссии по подготовке проекта Правил землепользования 13.03.2013, что следует из протокола заседания комиссии.
Главой Администрации на основании распоряжения от 26.03.2013 N 4 направлен проект Правил землепользования на рассмотрение Собрания депутатов с приложением протоколов публичных слушаний и заключения по их итогам.
Прокуратурой Чебоксарского района 04.04.2013 выдано письмо N 01-20-2013 о соответствии проекта Правил землепользования федеральному и региональному законодательствам.
Правила землепользования утверждены решением Собрания депутатов от 05.04.2013 N 24-01 и опубликованы в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 05.04.2013 N 10 (214).
ДНП "Лесные зори" считает, что принятым нормативным актом в отношении земельных участков партнерства установлен вид разрешенного использования, противоречащий фактическому разрешенному использованию "для дачного строительства", в связи с чем обратился в суд с соответствующим заявлением.
ДНП "Нагорное" полагает, что при принятии Правил землепользования не учтены интересы его членов, и также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим муниципального нормативного правового акта.
Руководствуясь статьями 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 77 - 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 30 - 32, 34, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителей, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 2 Закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В пункте 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
Суд установил, что обжалуемые Правила землепользования приняты уполномоченным органом - Собранием Депутатов и опубликованы в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 05.04.2013 N 10 (214).
В рассматриваемом случае суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые Правила землепользования отвечают признакам муниципального нормативного правового акта, приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликованы в установленном порядке, содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, и правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод ДНП "Лесные зори" о том, что из опубликованной карты градостроительного зонирования территории Вурман - Сюктерского поселения (графической части правил) в избранном масштабе, не представлялось возможным определить границы территориальных зон и их функциональное назначение, правомерно отклонен судом.
Спорные Правила с увеличенной графической частью опубликованы повторно в газете "Ведомости Чебоксарского района" от 02.08.2013 N 24 (228). Кроме того, с цветным вариантом графической части Правил землепользования можно было ознакомиться на официальном сайте Администрации в сети "Интернет". Суд при исследовании доказательств ознакомился с картой в цветном изображении, опубликованной на сайте, и пришел к выводу о возможности определения функциональных и территориальных зон границ земельных участков. Ссылка ДНП "Лесные зори" на невозможность ознакомления с графической частью оспариваемых Правил в период рассмотрения спора и необходимость дополнительного изучения дат обновления сайта не имеет правового значения, поскольку юридически значимым обстоятельством является сам факт публикации. На момент рассмотрения дела на официальном сайте имелась карта градостроительного зонирования в высоком разрешении.
В кассационной жалобе ДНП "Нагорное" указывает на нарушение Арбитражным судом Чувашской Республики норм процессуального права.
Названное партнерство считает неправомерным объединение судом первой инстанции в одно производство дел N А79-4405/2013 и А79-5494/2013 с разными предметами споров. Вместе с тем судом установлено и видно из материалов дела, что в данном случае в обоих названных делах рассматривались однородные требования, а именно: признание недействующим одного и того же муниципального правового акта - Правил землепользования (том 6, листы дела 105-107, том 7, листы дела 135 - 137), в связи с чем суд обоснованно объединил дела N А79-4405/2013 и А79-5494/2013 в одно производство.
ДНП "Нагорное" также полагает, что суд первой инстанции необоснованно не рассмотрел его ходатайство о фальсификации доказательств и не отразил позицию по данному вопросу, между тем из материалов дела видно, что Арбитражный суд Чувашской Республики рассмотрел указанное заявление партнерства, оценил его обоснованность и с учетом конкретных обстоятельств дела пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
Таким образом, суд кассационной инстанции не установил нарушения Арбитражным судом Чувашской Республики при производстве по делу норм процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба ДНП "Нагорное" по приведенным в ней доводам подлежит отклонению.
В кассационной жалобе Ефиторова Е.А. полагает, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики затрагивает ее права и обязанности, в связи с чем считает принятый судебный акт незаконным.
Согласно статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Решение суда первой инстанции от 18.10.2013 не принято непосредственно о правах и об обязанностях Ефиторовой Е.А. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции со стороны лиц, участвующих в деле, а также самой Ефиторовой Е.А., ходатайство о привлечении ее к участию в деле не заявлено; непривлечение названного лица к участию в деле не отразилось на ходе судебного разбирательства и принятом судебном акте, так как принадлежащий Ефиторовой Е.А. на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 21:21:102102:299 входит в состав ДНП "Лесные зори", которое в арбитражном суде защищало права всех его собственников.
С учетом изложенного кассационная жалоба Ефиторовой Е.А. не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем суд кассационной инстанции жалобу ДНП "Лесные зори" счел подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
На основании пункта 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу пункта 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В пункте 4 указанной статьи предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 ГрК РФ).
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли, отнесенные пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации к той или иной категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Следовательно, правовое регулирование использования земель осуществляется путем установления категорий земель, территориальных зон в рамках земель определенной категории, а также видом разрешенного использования этих земель.
На основании пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются: сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, земли, занятые водными объектами, земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), и в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Судом установлено, что спорные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства (зона СХ2).
При этом в материалах дела отсутствуют первичные документы, которые позволяли бы отнести земельные участки ДНП "Лесные зори" к этому виду деятельности.
Напротив, в материалах дела (том 1, листы дела 92-93) имеются копии свидетельств о праве собственности ДНП "Лесные зори" на земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:102102:294 и 21:21:102102:82, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства.
Далее суд сделал вывод о том, что входящие в ДНП "Лесные зори" земельные участки относятся к территориальной зоне СХ1 "Зона сельскохозяйственных угодий" с разрешенными видами использования - все виды растениеводства, объекты для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, полевые участки личного подсобного хозяйства, огороды; условно разрешенные виды использования - инженерные коммуникации и транспортные сооружения, устройства, научно-исследовательские, учебные и иные связанные с сельскохозяйственным производством объекты.
Однако вид использования земель в зоне СХ1 "Зона сельскохозяйственных угодий" в соответствии с оспариваемыми Правилами землепользования не аналогичен зоне СХ2 "зона сельскохозяйственного назначения" (виды использования - свинофермы, овцеводческие фермы, фермы крупного рогатого скота, зверофермы, объекты для парникового и тепличного хозяйства, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, мелиоративные объекты, предприятия (объекты) по переработке сельскохозяйственной продукции) и зоне СХ3 "зона садоводства и огородничества" (виды разрешенного использования - садовые дома, водозабор, противопожарный водоем, сады, огороды).
Таким образом, вывод суда о правомерности отнесении спорных участков к зоне СХ1 "Сельскохозяйственные угодья" основан на неполном исследовании всех фактических обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать все фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельства о государственной регистрации права и кадастровые паспорта на входящие в ДНП "Лесные зори" земельные участки и, учитывая вид разрешенного использования данных участков - для дачного строительства, фактическое использование этих участков их собственниками, установить, к какой зоне сельскохозяйственного назначения надлежит отнести спорные земельные участки в соответствии с оспариваемыми Правилами землепользования, и принять законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом округа не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб Ефиторовой Е. А. и ДНП "Нагорное" относятся на заявителей.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы ДНП "Лесные Зори" не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Лесные Зори" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Чувашской республики от 18.10.2013 по делу N А79-4405/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики.
Кассационные жалобы Ефиторовой Елены Александровны и дачного некоммерческого партнерства "Нагорное" по данному делу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются: сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, земли, занятые водными объектами, земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), и в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 января 2014 г. N Ф01-13066/13 по делу N А79-4405/2013