Нижний Новгород |
|
31 января 2014 г. |
Дело N А29-7650/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Терентьева К.Н. (доверенность от 11.12.2013),
от заинтересованного лица: Истягиной Л.В. (доверенность от 27.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (филиал N 1)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012,
принятое судьей Макаровой Л.Ф., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013,
принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В.,
по делу N А29-7650/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
(ИНН: 1103019255, ОГРН: 1021100807452)
о признании недействительным решения от 25.05.2012 N 1 Государственного
учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации по Республике Коми (филиал N 1)
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования (филиал N 1) (далее - Фонд) от 25.05.2012 N 1 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статьи 84, 178, 296, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, статью 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьи 1, 20.2, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", заявитель жалобы считает, что выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, в частности, в виде среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, работникам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, за дни исполнения государственных (воинские обязанности) и общественных (участие в работе профсоюза) обязанностей, выплаты к юбилейным датам, а также пособие работникам-пенсионерам при их увольнении, подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Подробно позиция Регионального отделения изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Фонда, просили оставить жалобу без удовлетворения.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 21.01.2014.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.01.2014.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Общества по вопросам полноты, своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составил акт от 25.04.2012 N 5.
В ходе проверки установлено занижение Обществом базы по страховым взносам, что повлекло их доначисление в сумме 138 434 рублей 72 копеек, в том числе по следующим выплатам работникам:
- компенсации пенсионерам - 114 147 рублей 47 копеек;
- в период исполнения общественных обязанностей (участие в работе профсоюзной организации) - 7828 рублей 68 копеек;
- в период исполнения воинской обязанности - 1532 рубля 48 копеек;
- работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха - 7472 рубля 38 копеек;
- за дни ухода за детьми-инвалидами - 1630 рублей 73 копейки;
- выплаты в связи с юбилейными датами - 5822 рубля 98 копеек.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Фонда принял решение от 25.05.2012 N 2 о привлечении страхователя к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 19 951 рубля 42 копеек. В этом же решении Обществу предложено уплатить 97 957 рублей 10 копеек недоимки по страховым взносам и 2115 рублей 98 копеек пеней.
Общество с решением Фонда не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 2, 5, 15, 24, 45, 46, 56, 57, 129, 164, 165, 170, 171, 186, 262, 374 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 5, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пунктом 1 части 1 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьей 1, пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Арбитражный суд Республики Ком, с учетом имеющейся у Общества переплаты по страховым взносам, удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что все спорные выплаты, за исключением производимых работникам-пенсионерам при их увольнении, подлежат учету при исчисления страховых взносов.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, оставил решение суда первой инстанции без изменения, однако сделал вывод о том, что все спорные выплаты не подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
На основании статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (а в редакции, действующей с 01.01.2011, - в рамках трудовых отношений) и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для упомянутых плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Перечень случаев, когда при увольнении работнику выплачивается выходное пособие, и размеры выходных пособий установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе статьей 178. Указанной нормой также предусмотрено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. В силу статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии, компенсации и льготы работникам могут также устанавливаться соглашениями.
Таким образом, выплачиваемое при увольнении выходное пособие является компенсационной выплатой, установленной законодательством Российской Федерации; при этом Трудовой кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возможность установления случаев выплаты выходного пособия и его размера трудовым или коллективным договорами, соглашениями.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что выплата выходного пособия работникам - пенсионерам при увольнении производилась на основании Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города Воркуты на 2011-2013 годы, которым установлены случаи выплаты выходного пособия и его размер.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что выплачиваемое работникам при выходе их на пенсию выходное пособие не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что выплачиваемые работникам Общества суммы единовременного вознаграждения по случаю юбилейных дат (к 50, 60, 70-летию со дня рождения) предусмотрены Территориальным соглашением по организации угольной промышленности города Воркуты, являются единовременными выплатами социального характера и не зависят от сложности, количества и качества выполняемой работы.
С учетом изложенного правильным является вывод апелляционного суда о том, что указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10). Правомерность данных выплат материалами дела подтверждена и Фондом не оспаривается.
С учетом изложенного Обществом правомерно не включены в базу для начисления страховых взносов спорные средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за ребенком-инвалидом.
Вывод апелляционного суда в данной части является правомерным.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями, исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов, согласно пункту 2 указанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В статье 374 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотрено, что члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы, действие которого распространяется на Общество в силу статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, установлено, что члены профсоюза, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее с сохранением среднего заработка по месту работы для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых органами профсоюза, и в работе их выборных коллегиальных органов, а также на время их краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы определяются в коллективных договорах, соглашениях.
Таким образом, средний заработок, сохраненный работодателем своим работникам - членам профсоюза в период исполнения ими общественных обязанностей в рабочее время, является объектом обложения страховыми взносами.
В статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены государственные гарантии и компенсации в области взаимоотношений работодателя и работника при выполнении последним социально значимой функции, предусмотренной Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов": освобождение работника от работы в определенные в указанной статье дни, предоставление дополнительного дня отдыха, сохранение за работником его среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации обстоятельств возможна при наличии трудовых отношений между работником и работодателем (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации), что в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ включает указанную выплату в объект обложения страховыми взносами.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
В перечне выплат, установленном в статье 9 Закона N 212-ФЗ, не поименован средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающих граждан на военных сборах, работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, а также работникам в период участия их в работе выборных коллегиальных профсоюзных органов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обоснованном начислении Фондом страховых взносов на данные выплаты является правомерным.
Вместе с тем, учитывая наличие у Общества в проверяемом периоде переплаты по страховым взносам в сумме 45 020 рублей 84 копеек, включение в базу по страховым взносам среднего заработка, сохраняемого за работниками в период исполнения ими общественных обязанностей (участие в работе профсоюзной организации) и прохождения военных сборов, работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, не повлекло возникновение недоимки по страховым взносам по результатам проверки. Следовательно, вывод судов о признании недействительным оспариваемого решения Фонда является правильным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1, 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А29-7650/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования (филиал N 1) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации обстоятельств возможна при наличии трудовых отношений между работником и работодателем (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации), что в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ включает указанную выплату в объект обложения страховыми взносами.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
В перечне выплат, установленном в статье 9 Закона N 212-ФЗ, не поименован средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающих граждан на военных сборах, работникам-донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, а также работникам в период участия их в работе выборных коллегиальных профсоюзных органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 января 2014 г. N Ф01-12624/13 по делу N А29-7650/2012
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12624/13
01.10.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1222/13
17.09.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1222/13
16.09.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7650/12
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7650/12