Нижний Новгород |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А82-14964/2012 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федерального казначейства по Кировской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.04.2013,
принятое судьей Красновой Т.Б., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013,
принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А82-14964/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
о признании недействительным решения о возврате исполнительных листов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям", Федеральное бюджетное учреждение Войсковая часть 10754 в лице обособленного структурного подразделения Войсковая часть 81269,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - Управление) от 10.09.2012 N 247-11 о возврате исполнительных листов от 09.11.2011 серии АС N 001702618 и 001702617, от 06.02.2012 серии АС N 001705708 и обязании принять исполнительные листы к исполнению.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям", Федеральное бюджетное учреждение Войсковая часть 10754 в лице обособленного структурного подразделения Войсковая часть 81269.
Решением суда от 15.04.2013 оспариваемое решение Управления признано незаконным в части возврата исполнительных листов от 09.11.2011 серии АС N 001702618 и АС N 001702617. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами в удовлетворенной части заявленных требований и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
По мнению Управления, им правомерно возвращены Обществу исполнительные листы, поскольку лицевые счета должника не находятся на обслуживании в Управлении. Подробно доводы Управления приведены в кассационной жалобе.
Общество в представленном отзыве возразило относительно доводов кассационной жалобы, указав на законность и обоснованность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании решений Арбитражного суда Ярославской области от 21.09.2011 по делам N А82-6459/2011 и А82-6460/2011, от 30.12.2011 по делу N А82-11686/2011 Обществу выданы исполнительные листы от 09.11.2011 серии АС N 001702618 и 001702617, от 06.02.2012 серии АС N 001705708 о взыскании с Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 10754 в лице филиала войсковая часть 81269 денежных средств.
Данные исполнительные листы предъявлены взыскателем для исполнения в Управление.
Письмом от 10.09.2012 N 247-11 Управление вернуло исполнительные листы Обществу в связи с тем, что лицевой счет должника не находится на обслуживании в Управлении.
Управление сообщило Обществу, что на основании данных Сводного реестра участников бюджетного процесса лицевой счет получателя бюджетных средств -Войсковой части 81269, филиала Федерального бюджетного учреждения войсковая часть 10754, был закрыт 28.03.2011 в связи с отменой бюджетных полномочий; лицевой счет получателя бюджетных средств - Федерального бюджетного учреждения войсковая часть 10754 закрыт 21.03.2011. Должник, указанный в исполнительных листах, - Федеральное бюджетное учреждение Войсковая часть 10754 в лице обособленного структурного подразделения Войсковая часть 81269, в соответствии с приказом начальника Аппарата Министерства обороны Российской Федерации от 15.12.2010 N 0228 входит в перечень воинских частей и учреждений и зачислен с 01.01.2011 на финансовое обеспечение в Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям", который находится на обслуживании в Управлении.
Управление предложило Обществу обратиться в Арбитражный суд Ярославской области для установления правопреемства в порядке части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Посчитав, что Управление не имело правовых оснований для возвращения исполнительных листов, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения от 10.09.2012 N 247-11.
Руководствуясь статьями 16 и 318 АПК РФ, статьями 241, 242.1 и 242.3 БК РФ, стаьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области сделал вывод о том, что Управление незаконно возвратило Обществу исполнительные листы от 09.11.2011 серии АС N 001702618 и 001702617, поскольку при отсутствии лицевых счетов должника должно было само установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительные листы для исполнения.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьям 16 и 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (пункт 3 статьи 239 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 названного Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими к ним приложениями взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В силу пункта 7 статьи 241 БК РФ органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу названной главы, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения, финансируемого исключительно из федерального бюджета через лицевые счета, не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10.
Представленные в дело документы свидетельствуют и суды установили, что Управление, располагая информацией о распорядителе бюджетных средств, главном распорядителе бюджетных средств, месте открытия им лицевых счетов, не выполнило все необходимые действия, направленные на исполнение судебных актов.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что, возвратив исполнительные листы от 09.11.2011 серии АС N 001702618 и 001702617 взыскателю, Управление нарушило право Общества на исполнение судебных актов.
Довод Управления о том, что Законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 242.1 БК РФ внесены дополнительные основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в том числе предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника, подлежит отклонению, поскольку названное основание на момент принятия оспариваемого решения пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ не было предусмотрено.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.04.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А82-14964/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10.
...
Довод Управления о том, что Законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 242.1 БК РФ внесены дополнительные основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в том числе предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника, подлежит отклонению, поскольку названное основание на момент принятия оспариваемого решения пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ не было предусмотрено."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 января 2014 г. N Ф01-11997/13 по делу N А82-14964/2012