Нижний Новгород |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А79-58/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Базилевой Т.В.
при участии ответчика - Филиппова П.В. (паспорт)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - индивидуального предпринимателя Филиппова Петра Васильевича на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013, принятое судьями Насоновой Н.А., Казаковой Н.А., Родиной Т.С., по делу N А79-58/2013
по иску Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" (ИНН: 7451189048, ОГРН: 1027402903637)
к индивидуальному предпринимателю Логиновой Наталии Николаевне (ИНН: 595601614894, ОГРНИП: 309213423000040),
к индивидуальному предпринимателю Филиппову Петру Васильевичу (ИНН: 212301997232, ОГРНИП: 312213402400012)
о взыскании ущерба,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
и у с т а н о в и л :
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к индивидуальным предпринимателям Логиновой Наталии Николаевне и Филиппову Петру Васильевичу о взыскании 320 702 рублей 50 копеек ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.05.2013 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 решение суда отменено. С индивидуального предпринимателя Филиппова Петра Васильевича (далее - Предприниматель) взыскано 188 164 рубля 76 копеек вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге. Производство по делу в части взыскания с индивидуального предпринимателя Логиновой Наталии Николаевны 132 567 рублей 39 копеек прекращено. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Предприниматель не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Предприниматель считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил пункт 36 Регламента функционирования службы весового контроля государственной службы дорожного хозяйства, утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р.
По мнению заявителя жалобы, истец не доказал, что перевозимый ответчиком груз является тяжеловесным, поскольку его взвешивание осуществлялось в динамическом режиме. Контрольное взвешивание транспортного средства в стационарном режиме не производилось. Вес груза с транспортным средством не превысил допустимого значения, а превышение нагрузки на отдельные оси связано с сыпучестью груза, который мог переместиться вследствие плохих дорожных условий. Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Истец в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В подтверждение позиции по делу Предприниматель заявил ходатайство о приобщении к делу дополнительных материалов.
Рассмотрев данное ходатайство, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются в силу ограничений, установленных в статьях 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, 02.05.2012 на 410-м километре автомобильной дороги М-51 "Байкал" произведен весовой контроль (в автоматическом режиме) транспортного средства Интернационал, государственный регистрационный номер В883КУ 21, с прицепом (полуприцепом), регистрационный номер АВ651621, находящегося во владении Предпринимателя и управляемого водителем Сергеевым П.В. В ходе весового контроля выявлен факт перевозки тяжеловесного груза Сергеевым П.В с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, а именно осуществление перевозки с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств.
По результатам произведенного весового контроля составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства от 02.05.2012 N 486. За провоз тяжеловесного груза начислена плата в сумме 320 702 рублей 50 копеек.
Невозмещение ответчиком суммы ущерба в добровольном порядке явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии руководствовался статьями 30 и 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), пунктами 2 и 3 "Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Постановление N 934), пунктами 1.4 и 1.5 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 и зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 08.08.1996 за N 1146 (далее - Инструкция), и исходил из того, что истец не доказал размер причиненного ущерба.
Отменяя решение суда первой инстанции, Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права, а также, пунктами 19 и 29 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.07.2011 (далее - регламент), и исходил из того, что факт осуществления ответчиком перевозки груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства подтверждается материалами дела.
Исследовав доводы кассационной жалобы и материалы дела, суд округа счел, что постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 подлежит частичной отмене в силу следующего.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством, превышающим предельные допустимые нагрузки, при перевозке грузов.
Согласно пункту 5 Постановления N 934, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 и зарегистрированная в Минюсте Российской Федерации 08.08.1996 за N 1146 (далее - Инструкция), в приложении N 1 к которой утверждены параметры, в случае превышения которых (хотя бы одного из них) транспортное средство признается тяжеловесным.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона N 257-ФЗ приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 названого Порядка при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств и составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Сроки и последовательность административных действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при исполнении государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по автомобильным дорогам федерального значения, установлены Регламентом.
Согласно пункту 20 Регламента должностное лицо осуществляет проверку весовых параметров транспортного средства: полной массы и нагрузки на ось транспортного средства. Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.
Вместе с тем суды установили и материалами дела подтверждается, что измерение весовых параметров спорного транспортного средства произведено в автоматическом режиме на весовом оборудовании марки СДК АМ 01-2-2 N 300. Взвешивание автомобиля на специальной площадке в стационарном режиме не проводилось.
Таким образом, взвешивание транспортного средства проведено с нарушением установленного порядка, поэтому акт контроля весовых параметров от 02.05.2012 N 486 не является надлежащим доказательством по делу и не подтверждает факт перевозки Предпринимателем груза с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении иска к Предпринимателю, а вывод суда апелляционной инстанции о доказанности причинения Предпринимателем вреда автомобильной дороге М-51 "Байкал", не соответствует доказательствам по делу и сделан при неправильном применении пункта 2 Порядка и пункта 20 Регламента.
Следовательно, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в обжалуемой части, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе в части отказа в удовлетворении иска о взыскании с Предпринимателя 188 164 рублей 76 копеек вреда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 5 части 1), 288 (частью 2), 289, 319 и 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по делу N А79-58/2013 в части взыскания с индивидуального предпринимателя Филиппова Петра Васильевича 188 164 рублей 76 копеек вреда и 7 645 рублей 76 копеек государственной пошлины отменить.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.05.2013 по делу N А79-58/2013 в части отказа в удовлетворении требования Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" о взыскании с индивидуального предпринимателя Филиппова Петра Васильевича 188 164 рублей 76 копеек вреда оставить в силе.
В остальной части постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по делу N А79-58/2013 оставить без изменения.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии осуществить поворот исполнения постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по делу N А79-58/2013.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" в пользу Филиппова Петра Васильевича 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительный лист.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Филиппову Петру Васильевичу из федерального бюджета 1020 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 02.12.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции, Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права, а также, пунктами 19 и 29 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.07.2011 (далее - регламент), и исходил из того, что факт осуществления ответчиком перевозки груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства подтверждается материалами дела.
...
Согласно пункту 5 Постановления N 934, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2014 г. N Ф01-12448/13 по делу N А79-58/2013