Нижний Новгород |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А82-4521/2013 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от истца: прокурора Федотова С.В. (поручение от 22.01.2014 N 8-21-2013),
от общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "СИГНАЛ-Центр": Чемшит М.Б. (доверенность от 05.08.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
заместителя прокурора Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.08.2013,
принятое судьей Карташовой Н.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013,
принятое судьями Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П., Сандаловым В.Г.,
по делу N А82-4521/2013
по иску заместителя прокурора Ярославской области
к государственному автономному учреждению культуры Ярославской области
"Ярославский художественный музей" (ИНН: 7604004843, ОГРН: 1027600692217)
к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "СИГНАЛ-Центр" (ИНН: 7606032187, ОГРН: 1027600841476)
о признании недействительным контракта
и у с т а н о в и л :
заместитель прокурора Ярославской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к государственному автономному учреждению культуры Ярославской области "Ярославский художественный музей" (далее - Учреждение) и к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "СИГНАЛ-Центр" (далее - Общество) о признании недействительными пунктов 2 и 3 приложения N 1 к договору на оказание охранных услуг от 29.12.2012 N 86/12.
Решением суда от 16.08.2013 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Прокурор не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Прокурор считает, что суды неправильно применили подпункт 25 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), пункт 9 распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" (далее - Распоряжение), пункт 19 постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" (далее - Постановление N 587) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1105).
По мнению заявителя, художественные музеи "Губернаторский дом" и "Митрополичьи палаты" являются государственными музеями, относящимися к объектам федерального и регионального культурного наследия, поэтому подлежат охране полицией. Подробно доводы Прокурора приведены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на жалобу возразило относительно доводов, изложенных в ней, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, 29.12.2012 Общество (исполнитель) и Учреждение (заказчик) подписали договор на оказание охранных услуг N 86/12, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель организует и осуществляет мероприятия по охране объектов и имущества заказчика с обеспечением внутриобъектового и пропускного режима на объектах заказчика, перечисленных в приложении N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору стороны определили перечень объектов, подлежащих охране в соответствии с условиями договора, в который включены, в том числе, здание художественного музея "Губернаторский дом" (г. Ярославль, ул. Волжская набережная, д. 23) и здание художественного музея "Митрополичьи палаты" (г. Ярославль, ул. Волжская набережная, д. 1).
Посчитав, что Учреждение заключило договор с частным охранным предприятием в нарушение подпункта 25 пункта 1 статьи 12 Закона о полиции и пункта 9 Распоряжения, Прокурор обратился в суд с иском о признании пунктов 2 и 3 приложения N 1 к данному договору недействительным.
Руководствуясь статьями 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности), постановлением N 587 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1105), Арбитражный суд Ярославской области сделал выводы о том, что спорные объекты не входят в перечень объектов, подлежащих государственной охране, а обжалуемые положения договора не противоречат действующему законодательству.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу пункта 3 статьи 11 Закона об охранной деятельности охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1105 музеи исключены из перечня объектов, подлежащих государственной охране, перечисленных в Постановлении N 587.
Таким образом, заключение Учреждением договора на оказание охранных услуг с частной охранной организацией не противоречит положениям Закона об охранной деятельности и Постановления N 587.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствуют основания для признания спорного договора недействительным и отказали в удовлетворении иска.
Ссылку заявителя жалобы на неправильное применение судами статьи 12 Закона о полиции суд округа отклонил, так как данный закон не содержит норм, запрещающих ответчикам заключать оспариваемую сделку.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.08.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А82-4521/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя прокурора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Посчитав, что Учреждение заключило договор с частным охранным предприятием в нарушение подпункта 25 пункта 1 статьи 12 Закона о полиции и пункта 9 Распоряжения, Прокурор обратился в суд с иском о признании пунктов 2 и 3 приложения N 1 к данному договору недействительным.
...
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1105 музеи исключены из перечня объектов, подлежащих государственной охране, перечисленных в Постановлении N 587.
Таким образом, заключение Учреждением договора на оказание охранных услуг с частной охранной организацией не противоречит положениям Закона об охранной деятельности и Постановления N 587.
...
Ссылку заявителя жалобы на неправильное применение судами статьи 12 Закона о полиции суд округа отклонил, так как данный закон не содержит норм, запрещающих ответчикам заключать оспариваемую сделку."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 февраля 2014 г. N Ф01-13458/13 по делу N А82-4521/2013