Нижний Новгород |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А31-9460/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2014.
Полный текст постановления изготовлен 24.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от истца: Бобрикова А.А. (доверенность от 17.02.2012)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы истца -
общества с ограниченной ответственностью "ВохмаЛес"
и ответчика - Департамента лесного хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 13.09.2013,
принятое судьей Егоровой О.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013,
принятое судьями Поляшовой Т.М., Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.
по делу N А31-9460/2011,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ВохмаЛес"
(ИНН: 4410044344, ОГРН: 1094438000018)
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области
(ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112),
о взыскании неосновательного обогащения и
процентов за пользование чужими денежными средствами
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "ВохмаЛес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 3 808 420 рублей 81 копейки неосновательного обогащения, из которых 1 517 908 рублей неосновательного обогащения из-за ошибочного применения разряда такс, 2 236 512 рублей неосновательного обогащения из-за незаконного установления повышающего коэффициента, 412 248 рублей 78 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов за период с 02.11.2011 по день фактического возврата неосновательного обогащения.
Исковые требования основаны на статьях 395, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы неверным расчетом ответчиком арендной платы за использование лесного участка.
Арбитражный суд Костромской области решением от 22.06.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012, удовлетворил исковые требования в полном объеме. Руководствуясь статьями 309, 310, 314, 421 и 425 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 71, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца и на основании статей 1102, 1103, пункта 2 статьи 1107 и статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика неосновательное обогащение и проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленных суммах.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2013 названные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Костромской области.
Арбитражный суд Костромской области решением от 13.09.2013, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013, удовлетворил исковые требования частично: взыскал с Департамента в пользу Общества 2 058 266 рублей 38 копеек неосновательного обогащения, 509 944 рубля 11 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 25 855 рублей 03 копейки расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части иска Обществу отказал.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец и ответчик обратились Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Департамента, у него были надлежащие правовые основания для получения арендной платы по договору аренды лесного участка от 11.11.2009 N 297 в общей сумме 7 602 623 рублей 38 копеек с учетом применения первого и второго разряда такс, поскольку при заключении договора стороны сделки согласовали применение этих разрядов такс.
Общество полагает, что вопросы установления минимального размера арендной платы (начальной цены аукциона) урегулированы на федеральном уровне и к предмету ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов не относятся; размер начальной цены аренды лесного участка подтверждает аукционная документация, в том числе протокол N 155 от 03.11.2009, а факт применения к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов при расчете начальной цены аренды повышающего коэффициента 1,92 ничем не подтвержден. Общество считает, что повышающий коэффициент к арендной плате, установленной вне рамок аукциона, должен равняться единице.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 18.02.2014 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы и возразил против доводов Департамента.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, окружной суд счел обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из документов и установили суды, Департамент (арендодатель) и Общество заключили договор аренды лесного участка от 11.11.2009 N 297, на основании которого в пользование последнему передан лесной участок площадью 11 029 гектар, имеющий местоположение: Костромская область, Вохомский район, ОГУ "Вохомское лесничество", 1-е Семеновское участковое лесничество, кварталы 1 - 3, 23 - 26, 35 - 37, 40 - 42, 47 - 49, 2-е Семеновское участковое лесничество (СПК "Шуботский") квартал N 45; номер учетной записи в государственном реестре 34:206:03:0408. Основанием для заключения названного договора послужил протокол аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 03.11.2009 N 155.
В пункте 5 договора аренды установлено, что расчет арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации с применением повышающего коэффициента 1,92.
В соответствии с пунктами 6, 7 договора аренды арендная плата по настоящему договору устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем пользования, установленный настоящим договором по сплошным и выборочным рубкам. Арендная плата определяется ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных и задекларированных на соответствующий год. В случае неподачи арендатором лесной декларации арендная плата на соответствующий год устанавливается по результатам аукциона в размере 4 121 600 рублей и подлежит уточнению в соответствии с пунктом 9 настоящего договора.
В пункте 8 договора аренды установлена обязанность арендатора вносить арендную плату за 2009 год по срокам, согласно приложению N 4, и представлять в течение трех дней арендодателю копии платежных поручений, подтверждающих произведенную оплату. На последующий период устанавливаются следующие сроки внесения арендной платы: 15 февраля - 15 процентов; 15 марта - 15 процентов; 15 апреля - 15 процентов; 15 мая - 15 процентов; 15 июня - 15 процентов; 15 сентября - 10 процентов; 15 ноября - 10 процентов; 15 декабря - 10 процентов (в процентах от годовой суммы арендной платы).
С 2009 года по 02.11.2011 арендатор перечислил арендную плату в сумме 5 710 762 рублей 55 копеек, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.
Посчитав, что часть арендных платежей начислена необоснованно и подлежит возврату, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Из смысла приведенной нормы следует, что установление в законе специальных правил заключения договора аренды лесного участка имеет своей целью обеспечение равного доступа всех хозяйствующих субъектов к занятию предпринимательской деятельностью в данной области. Одновременно с этим заключение договора в указанном порядке гарантирует стабильность отношений в части определения условий использования лесных участков.
К договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом (пункт 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны свободны в заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы, ее размер определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. В пункте 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В пункте 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом требования заключения договоров аренды лесного фонда на торгах указанные правила предполагают, что государство устанавливает лишь минимальный размер арендной платы, а окончательный размер платежа определяется с учетом результатов аукциона и условий заключенного договора аренды.
В рассмотренной ситуации организатор торгов при их проведении определил, что начальная цена аренды выставляемого на торги лесного участка составляет 4 121 600 рублей, которые исчисляются как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на объем изъятия лесных ресурсов, а также на повышающий коэффициент 1,92, который включен в качестве договорного условия и в договор аренды.
Таким образом, подписав договор аренды в указанной редакции, арендатор принял на себя обязательство оплачивать арендные платежи не по минимальным ставкам, а с применением повышающего коэффициента (статьи 309 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о наличии оснований для применения повышающего коэффициента 1,92 и об отсутствии неосновательного обогащения Департамента в данной части.
Суды пришли к необоснованному выводу о том, что применение Департаментом первого и второго разряда такс при расчете арендной платы по договору аренды неправомерно, в связи с чем требование о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 058 266 рублей 38 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на указанную сумму неосновательного обогащения, является законным и обоснованным.
Данный вывод судов основан на представленной в материалы дела справке Федерального государственного унитарного предприятия "Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие" от 30.08.2011 N 79, согласно которой расстояние от середины кварталов N 1-3, 23-26, 35-37, 40-42, 47-49 1-го Семеновского участкового лесничества, в квартале N 45 2-го Семеновского участкового лесничества до станции Малое Раменье составляет от 50,4 до 66,8 километра.
Суды указали, что с учетом удаленности арендуемых лесных кварталов от погрузочного пункта следует применять пятый и шестой разряды такс, тогда как арендная плата рассчитана неправильным выбором первого и второго разрядов такс.
Из представленных в материалы дела документов следует и сторонами не оспаривается, что начальная цена аренды выставляемого на торги лесного участка определена исходя из первого и второго разрядов такс.
Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений в зависимости от удаленности арендуемых лесных кварталов от погрузочного пункта (разряды такс) установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Заключив договор аренды, Общество познакомилось с аукционной документацией, в которой были указаны расположение участка и начальная цена аренды.
Таким образом, о применении при расчете платы за единицу площади лесного участка первого и второго разряда такс Обществу было известно.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 названного кодекса не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73 и 76 того же кодекса.
Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на "шаг аукциона" (часть 1 статьи 80 Лесного кодекса).
В силу пункта 1 и пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене предложенной победителем.
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Из протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности следует, что предметом аукциона (аукционной единицей) являлся ежегодный размер арендной платы за использование лесного участка. Окончательная цена аукционной единицы (ежегодный размер арендной платы) в силу приведенных норм права не может быть уменьшена.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного истцом требования в полном объеме.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя - общество с ограниченной ответственностью "ВохмаЛес".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 1 и пунктом 3 части 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 13.09.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А31-9460/2011 в части удовлетворенных требований общества с ограниченной ответственностью "ВохмаЛес" к Департаменту лесного хозяйства Костромской области о взыскании 2 058 266 рублей 38 копеек неосновательного обогащения, 509 944 рублей 11 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 25 855 рублей 03 копеек расходов по уплате государственной пошлины отменить.
В указанной части в удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "ВохмаЛес" (ИНН: 4410044344, ОГРН: 1094438000018) отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 названного кодекса не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73 и 76 того же кодекса.
Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на "шаг аукциона" (часть 1 статьи 80 Лесного кодекса).
В силу пункта 1 и пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену.
...
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 февраля 2014 г. N Ф01-82/14 по делу N А31-9460/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-82/14
28.11.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9054/13
13.09.2013 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-9460/11
25.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6379/12
26.09.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5439/12
22.06.2012 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-9460/11