Нижний Новгород |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А31-4792/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.03.2014.
Полный текст постановления изготовлен 21.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013, принятое судьей Разгуляевой Г.М., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013, принятое судьями Кобелевой О.П., Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., по делу N А31-4792/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (ИНН: 4401095293, ОГРН: 1084401010748)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья (ИНН: 4407002464, ОГРН: 1024402038154)
об урегулировании разногласий по договорам аренды
и по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья
к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис"
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами и об урегулировании разногласий по договорам аренды
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (далее - ООО "Водоканалсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с исками к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья (далее - Комитет) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров аренды от 06.09.2012 N 6-ю-2012, 7-ю-2012, 8-ю-2012, 9-ю-2012 и 10-ю-2012 земельных участков с кадастровыми номерами 44:31:010107:21, 44:31:020301:1, 44:31:030106:83, 44:31:030311:44 и 44:31:030507:89.
Исковые требования основаны на статьях 432 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениях постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление от 16.07.2009 N 582) и мотивированы тем, что истец согласился арендовать земельные участки, но возразил относительно предложенного ответчиком размера арендной платы.
Сославшись на статьи 395, 445 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации Комитет также обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ООО "Водоканалсервис" о взыскании 5 017 732 рублей 72 копеек неосновательного обогащения с 11.11.2011 по 31.03.2013 в виде платы за использование земельных участков и 572 648 рублей 73 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.11.2012 по 01.04.2013 и об обязании Общества заключить упомянутые договоры аренды от 06.09.2012 в своей редакции.
Определением суда первой инстанции от 19.06.2013 требования сторон объединены в одно производство N А31-4792/2013.
Арбитражный суд Костромской области решением от 05.09.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.12.2013, взыскал с Общества в пользу Комитета 5 017 255 рублей 78 копеек задолженности за землепользование с 11.11.2011 по 31.03.2013 и 359 372 рубля 79 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.01.2012 по 30.06.2013 и определил условия договоров аренды от 06.09.2012 N 6-ю-2012, 7-ю-2012, 8-ю-2012, 9-ю-2012 и 10-ю-2012 в следующей редакции:
"пункт 3.1. Арендная плата устанавливается в соответствии с расчетом, прилагаемым к настоящему договору, и определяется по формуле:
А = Кст х Ка х Кв х Ки х Кк, где
А - арендная плата за земельный участок в год в рублях;
Кст - кадастровая стоимость земельного участка в рублях;
Ка - коэффициент, учитывающий категорию арендатора;
Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка или его назначение в зависимости от категории земель;
Ки - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель;
Кк - корректирующий коэффициент;
пункт 3.2. Арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально в размере одной четвертой от суммы, указанной в пункте 3.1 настоящего договора, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на расчетный счет по следующим платежным реквизитам: УФК по Костромской области (Комитет по управлению муниципальным имуществом) (наименование получателя платежа), ИНН: 4407002464, КПП 440701001, код (ОКАТО: 34430000000. номер счёта получателя платежа:
40101810700000010006. наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области (г. Кострома), БИК 043469001. наименование платежа:
"доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", код бюджетной классификации: 90411105012040000120;
пункт 3.4. Арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменением коэффициента, соответствующего индексу потребительских цен в Костромской области за предшествующий период, ежегодно утверждаемого постановлением администрации Костромской области, при изменении кадастровой стоимости земельного участка и в иных случаях - при изменении законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных правовых актов Костромской области"; пункты 3.5 и 5.3 договоров исключены.
Обе судебные инстанции исходили из того, что на момент вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу отсутствовали законодательно утвержденные ставки арендной платы в отношении земельных участков, занятых трубопроводами и иными объектами, используемыми в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поэтому суды сочли возможным определить условия договоров от 06.09.2012 об арендной плате и произвести расчет платы за землепользование в заявленный период, исходя из положений постановления администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена".
Не согласившись с данными судебными актами, ООО "Водоканалсервис" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суды не приняли во внимание приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217, действующий с 02.07.2013 и установивший ставку арендной платы в отношении земельных участков, которые заняты трубопроводами и иными объектами, используемыми в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (0,7 процента от кадастровой стоимости земельного участка). Ставки арендной платы, предусмотренные постановлением администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а, являются экономически необоснованными, и их применение противоречит принципам запрета необоснованных предпочтений и учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, установленным в Постановлении от 16.07.2009 N 582. Следовательно, размер арендной платы, определенной на основании недействительного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не может быть включен в договор в качестве условия о цене и положен в основу расчета платы за пользование земельным участком в спорный период. Суды неправомерно утвердили редакцию пункта 3.4 договоров, предусматривающую право арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы без учета конкретных оснований для такого изменения. Комитет является ненадлежащим истцом по требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку не уполномочен на это органом казначейства муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет указал на ошибочность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Суд удовлетворил ходатайство Комитета о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Комитет (арендодатель) и ООО "Водоканалсервис" (арендатор) с разногласиями подписали краткосрочные договоры аренды от 11.11.2011 перечисленных земельных участков:
- с кадастровым номером 44:31:010107:21, площадью 32 972 квадратных метра, расположенного в поселке Ветлужский города Шарьи Костромской области, для размещения зданий и сооружений городского водозабора и установления санитарной зоны,
- с кадастровым номером 44:31:020301:1, площадью 136 897 квадратных метров, расположенного по адресу: Костромская область город Шарья, проезд Базовый, дом 9а, для размещения очистных сооружений;
- с кадастровым номером 44:31:030106:83, площадью 414 квадратных метров, расположенного по адресу: Костромская область, город Шарья, улица С. Громова, дом 92, для размещения артезианской скважины N 2,
- с кадастровым номером 44:31:030311:44, площадью 385 квадратных метров, расположенного по адресу: Костромская область, город Шарья, улица Пушкина, дом 4, для размещения артезианской скважины N 1;
- с кадастровым номером 44:31:030507:89, площадью 974 квадратных метра, расположенного по адресу: Костромская область, город Шарья, улица Свердлова, дом 58а, для размещения артезианской скважины.
По результатам открытого конкурса (протокол от 26.03.2012 N 6) Комитет (концедент) и ООО "Водоканалсервис" (концессионер) заключили концессионное соглашение от 26.03.2012 N 3 о передаче в пользование имущественного комплекса по водоснабжению и водоотведению для реконструкции и осуществления деятельности по подъему, очистке и транспортировке воды, перекачке и очистке сточных вод в городском округе Шарья.
Во исполнение пункта 24 данного соглашения и постановления Администрации городского округа Шарья от 06.09.2012 N 1382/1 Комитет подготовил проекты договоров аренды от 06.09.2012 N 6-ю-2012, 7-ю-2012, 8-ю-2012, 9-ю-2012 и 10-ю-2012 земельных участков с кадастровыми номерами 44:31:010107:21, 44:31:020301:1, 44:31:030106:83, 44:31:030311:44 и 44:31:030507:89, необходимых для размещения зданий и сооружений комплекса, и направил их в адрес Общества для подписания.
ООО "Водоканалсервис" подписало договоры с протоколами разногласий, частично урегулированными Комитетом.
Несогласованность сторонами условий договоров относительно арендной платы и неоплата землепользования послужили основаниями для обращения сторон в арбитражный суд с настоящими исками.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Суды обеих инстанций приняли во внимание отсутствие на момент разрешения спора законодательно утвержденных ставок арендной платы в отношении земельных участков, занятых трубопроводами и иными объектами, используемыми в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и методических указаний по ее расчету и сочли возможным определить условия арендных сделок о цене договора и методике ее исчисления в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а, в котором утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом вида деятельности арендатора и вида разрешенного использования участка.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217, установивший ставку арендной платы за аналогичные земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации (0,7 процента от кадастровой стоимости участка), не мог быть положен в основу для исчисления платы за землепользование и не мог быть учтен при определении условий договоров в период, предшествующий вступлению в действие этого приказа, то есть до 02.07.2013.
Доказательств несоответствия определенного судом в качестве условия договоров порядка расчета арендной платы основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в публичной собственности, закрепленным в постановлении Правительства от 16.07.2009 N 582, Общество не представило.
В постановление администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а постановлением от 18.12.2013 N 539-а внесены изменения, которые распространили действие на правоотношения, возникшие с 02.07.2013, и согласно которым арендная плата за земельные участки, предоставленные (занятые) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, предоставленных (занятых) для размещения такого вида объектов.
Утверждение ставок арендной платы публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями является основанием для безусловного изменения размера арендной платы в одностороннем порядке, поскольку они устанавливаются нормативным правовым актом, который является обязательным к применению в равной степени для обеих сторон договора аренды. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется, однако стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Довод заявителя о том, что требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами заявлены ненадлежащим истцом, несостоятелен, поскольку Комитет является уполномоченным представителем собственника спорных земель и распорядителем средств муниципального бюджета.
В силу изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу N А31-4792/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
...
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217, установивший ставку арендной платы за аналогичные земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации (0,7 процента от кадастровой стоимости участка), не мог быть положен в основу для исчисления платы за землепользование и не мог быть учтен при определении условий договоров в период, предшествующий вступлению в действие этого приказа, то есть до 02.07.2013."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2014 г. N Ф01-836/14 по делу N А31-4792/2013