Нижний Новгород |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А43-12388/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Онищенко И.А. (доверенность от 03.03.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балахнинский хлебокомбинат" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2013, принятое судьями Чепурных М.Г., Сандовой Е.М., Леоновым А.В., по делу N А43-12388/2013
по заявлению ОАО "Балахнинский хлебокомбинат" (ИНН: 5244002844, ОГРН: 1025201418780)
к администрации Балахнинского муниципального района
о признании частично недействующим нормативного правового акта
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Балахнинский хлебокомбинат" (далее - ОАО "Балахнинский хлебокомбинат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Балахнинского муниципального района (далее - Администрация района) о признании недействующими Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами, отводимыми в систему канализации города Балахны, утвержденных постановлением администрации Балахнинского района Нижегородской области от 10.03.2006 N 30 (далее - Условия приема загрязняющих веществ) в части обязания водопользователей осуществлять сброс сточных вод в систему канализации с содержанием нитритов не более 0,001 мг/дмi и нитратов не более 0,47 мг/дмi.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены администрация города Балахны Нижегородской области (далее - Администрация города), ОАО "Волга", МУП "МП "Водоканал" МО "город Балахна".
Решением суда первой инстанции от 01.11.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ОАО "Балахнинский хлебокомбинат" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что Условия приема загрязняющих веществ в части обязания водопользователей осуществлять сброс сточных вод в систему канализации с содержанием нитритов не более 0,001 мг/дмi и нитратов не более 0,47 мг/дмi не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты", Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333. Вывод суда об отсутствии нарушения оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является неверным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация района в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Администрация города и ОАО "Волга" в отзывах на кассационную жалобу считают принятый судебный акт законным и обоснованным, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
МУП "МП "Водоканал" МО "город Балахна" отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещено о дате рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация района постановлением от 10.03.2006 N 30 утвердила "Условия приема загрязняющих веществ со сточными водами, отводимыми в систему канализации города Балахны".
В Условиях определены временно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в производственных сточных водах, принимаемых в систему канализации города Балахны, а также установлен перечень веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации города Балахны.
Посчитав, что указанное постановление принято с нарушениями требований действующего законодательства и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", статьями 191, 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых входят нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В статье 35 Водного кодекса Российской Федерации определено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1). Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2). Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), которыми регулируются отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов (пункт 2 Правил).
В силу пункта 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом, в том числе соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
На основании названных нормативных правовых актов распоряжением Правительства Нижегородской области от 28.11.2002 N 615-р утвержден Порядок расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации в Нижегородской области, введенный в действие с 01.11.2002.
Согласно пункту 2 этого порядка взаимоотношения между предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства и его абонентами регламентируются Правилами N 167 и нормативными актами органов местного самоуправления.
Руководствуясь указанными выше нормативно-правовыми актами Администрация района на основании значений, утвержденных природоохранным органом для собственника очистных сооружений - ОАО "Волга", утвердила оспариваемые заявителем Условия приема загрязняющих веществ со сточными водами, отводимыми в систему канализации города Балахны, содержащие, в том числе, временно - допустимые концентрации загрязняющих веществ в производственных сточных водах, принимаемых в систему канализации г.Балахны, с содержанием нитритов не более 0,001 мг/дмi и нитратов не более 0,47 мг/дмi.
Условия приема загрязняющих веществ приняты в целях защиты систем и сооружений канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, принимаемых в канализационные сети города Балахны и направляемых для очистки на биологические очистные сооружения ОАО "Волга", а также для предотвращения заиливания, зажиривания, закупоривания трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб и колодцев, нарушения технологического режима очистки стоков и обеспечения безопасной эксплуатации сетей и сооружений канализации, охраны здоровья обслуживающего персонала.
Организация водоотведения в границах городского округа, установление нормативов водоотведения (сброса) относится к вопросам местного самоуправления (статья 16 Федерального закона Организация водоотведения в границах городского округа, установление нормативов водоотведения (сброса) относится к вопросам местного самоуправления (статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункт 61 Правил N 167).
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области сделал правильный вывод о том, что Условия приема загрязняющих веществ приняты Администрацией района в рамках компетенции, предоставленной действующим законодательством, и во исполнение названных правовых актов.
Вопреки требованиям, установленным в статье статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество не представило в материалы дела доказательств несоответствия оспариваемого нормативно-правового акта нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а также расчета количества содержания нитритов и нитратов, которые, по его мнению, должны содержаться в сточных водах.
Ссылка Общества на постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" и Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 несостоятельна.
Обществом не представлены суду доказательства того, что с учетом указанных нормативных актов у него изменились нормативы сброса сточных вод в систему канализации.
Постановлением Администрации района N 30 утверждены условия приема загрязняющих веществ со сточными водами, отводимыми в систему канализации города Балахны.
ОАО "Волга" является собственником очистных сооружений, посредством которых осуществляется очистка всех сточных вод города Балахны, принимаемых, в том числе в систему канализации города Балахны. При этом ОАО "Волга" никаких требований и взысканий к своим абонентам за сверхнормативный сброс нитритов и нитратов, в том числе и к заявителю, не применяло. Доказательств обратного Обществом не представлено.
При таких обстоятельства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые Условия приема загрязняющих веществ в части временно-допустимой концентрации загрязняющих веществ в производственных сточных водах, принимаемых в систему канализации города Балахны, с содержанием нитритов не более 0,001 мг/дмi и нитратов не более 0,47 мг/дмi, приняты уполномоченным органом, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2013 по делу N А43-12388/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балахнинский хлебокомбинат" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Балахнинский хлебокомбинат".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), которыми регулируются отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов (пункт 2 Правил).
...
Организация водоотведения в границах городского округа, установление нормативов водоотведения (сброса) относится к вопросам местного самоуправления (статья 16 Федерального закона Организация водоотведения в границах городского округа, установление нормативов водоотведения (сброса) относится к вопросам местного самоуправления (статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункт 61 Правил N 167).
...
Ссылка Общества на постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" и Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 несостоятельна."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 марта 2014 г. N Ф01-13484/13 по делу N А43-12388/2013