Нижний Новгород |
|
08 апреля 2014 г. |
Дело N А43-2736/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей
от истца: Пузырева А.А. (доверенность от 09.09.2013),
от третьего лица: Роговой С.Б. (доверенность от 24.02.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013, принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой Е.А., по делу N А43-2736/2012
по иску администрации Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области (ОГРН: 1025200936122)
о признании незаконными акта определения кадастровой стоимости земельного участка и действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Нижегородской области, государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
администрация Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 23.03.2009 и действий Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Нижегородской области (в настоящее время - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области; далее - Кадастровая палата), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Нижегородской области (далее - Инспекция) и государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища (далее - Учреждение).
Решением суда от 13.11.2012 заявленное требование удовлетворено.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.02.2013 указанное решение отменил, в удовлетворении заявления отказал. Суд счел, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа судебный акт апелляционного суда отменен, дело направлено на новое рассмотрение в Первый арбитражный апелляционный суд. Суд указал, что суд первой инстанции неправомерно рассмотрел дело в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд допущенное процессуальное нарушение не устранил и не перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
При новом рассмотрении дела заявитель уточнил свою позицию в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился к Кадастровой палате и Управлению с иском о признании незаконными действий по определению и утверждению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002; о признании незаконным акта определения кадастровой стоимости указанного земельного участка; об установлении в 2009, 2010 и 2011 годах кадастровой стоимости земельного участка в размере 338 561 000 рублей; о возложении на Кадастровую палату обязанности принять к учету земельный участок с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 в 2009, 2010 и 2011 годах по стоимости, определенной в размере 338 561 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 признаны незаконными действия Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 в размере 6 283 000 рублей в связи с отнесением указанного участка к четвертой группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения, акт определения кадастровой стоимости от 23.03.20009 и действия Управления по утверждению результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 6 283 000 рублей в связи с отнесением указанного участка к четвертой группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Администрация частично не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Учреждение в отзыве отклонило доводы жалобы.
Кадастровая палата и Инспекция заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение владеет и пользуется на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5 150 000 квадратных метров, с кадастровым номером 52:28:080006:0002, расположенным у села Фокино в Воротынском районе Нижегородской области.
Исходя из того, что кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 113 815 000 рублей, Учреждение в 2009, 2010 годах, первом и втором кварталах 2011 года уплачивало земельный налог в размере 1 707 225 рублей за год. Получателем земельного налога является Администрация.
Инспекция 03.10.2011 списала с бюджетного счета Администрации сумму переплаты по земельному налогу в размере 782 929 рублей.
Администрация направила в Инспекцию запрос от 13.10.2011 N 900/01-14 о разъяснении оснований данного списания.
В ответе на запрос Инспекция сообщила, что в ее адрес поступило заявление Учреждения от 21.09.2011 N 01-05/746 о зачете переплаты авансовых платежей по земельному налогу за первый и второй кварталы 2011 года в сумме 782 929 рублей по ОКАТО 22221848000 (Фокинский сельский совет) в счет недоимки по другим ОКАТО.
Установив наличие переплаты земельного налога, которая образовалась в связи с расчетом авансовых платежей Учреждением, произведенным исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:080006:0002 в размере 113 815 000 рублей, Инспекция списала указанную сумму со счета Администрации.
В выписке Кадастровой палаты от 05.06.2009 N К-В(ГКУ)/09-183843 на 01.01.2011 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:28:080006:0002 указана в размере 6 283 000 рублей.
В кадастровой выписке от 21.11.2011 N К-(ГКУ)/11-213924 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:28:080006:0002 отражена в размере 134 672 500 рублей.
Данная стоимость определена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 N 700 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ населенных пунктов Нижегородской области" (далее - Постановление Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 N 700) и для целей налогообложения применяется с 01.01.2012.
Посчитав, что в связи с неправильным определением Кадастровой палатой кадастровой стоимости земельного участка земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 52:28:080006:0002 за 2009, 2010 и 2011 годы исчислен неверно, Администрация обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 387 - 389 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 N 125 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ населенных пунктов Нижегородской области", постановлением Администрации Воротынского района Нижегородской области от 30.06.1999 N 93 "О передаче земель Государственному федеральному учреждению по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища", Первый арбитражный апелляционный суд частично удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводам, что кадастровая стоимость земельного участка определена Кадастровой палатой неверно, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель, отнесенных к четвертой, а не пятой группе видов разрешенного использования; об отсутствии правовых оснований для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о действительной кадастровой стоимости земельного участка в 2009 - 2011 годах.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Кодекса).
В статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Кодекса (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
В соответствии со статьей 7 Кодекса, пунктом 2 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил).
В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение Правил разработаны Методические указания N 222.
В силу пункта 1.3 Методических указаний N 222 кадастровая стоимость земельных участков определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4 Методических указаний N 222).
В соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний N 222 Акт определения кадастровой стоимости земельных участков оформляется для земельных участков в пределах одного кадастрового квартала. В случаях одновременного образования или выявления ранее учтенных в пределах одного кадастрового квартала нескольких земельных участков, а также в случаях одновременного изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования, и (или) уточнения площади существующих в пределах одного кадастрового квартала земельных участков оформляется один Акт определения кадастровой стоимости земельных участков.
На основании пункта 1.6 Методических указаний N 222 в случае образования или выявления ранее учтенного земельного участка единого землепользования Акт определения кадастровой стоимости земельных участков (прилагается) оформляется для каждого кадастрового квартала, в котором располагаются входящие в состав единого землепользования обособленные или условные земельные участки, а также для условного кадастрового квартала, в котором располагается единое землепользование.
В случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности пятой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности второй группы на площадь земельного участка (пункт 2.1.5 Методических указаний N 222).
В соответствии с разделом 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49 (далее - Методика), пятая группа включает в себя земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта.
Согласно разделу 7 Методики удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе, в пределах территории административного района рассчитываются исходя из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных ко второй группе, в пределах территории того же административного района.
При этом в пункте 7.3 раздела 7 Методики установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к пятой группе, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости указанных земельных участков на их площадь.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 N 125 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ населенных пунктов Нижегородской области (далее - Постановление N 125).
Согласно приложению 1 к Постановлению N 125 земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта также отнесены к пятой группе.
Приложение 8 к Постановлению N 125 определяет значение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения второй группы, применяемого при расчете кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе, в размере 65,74 рублей за квадратный метр.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил, что спорный земельный участок площадью 5 150 000 квадратных метров отнесен к землям промышленности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для обслуживания гидротехнического сооружения, то есть принадлежит к пятой, а не четвертой группе видов разрешенного использования.
Суд пришел к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть определена в размере 338 561 000 рублей (65,74 рубля за квадратный метр x 5 150 000 квадратных метров). В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 6 283 000 рублей в связи с отнесением указанного участка к четвертой группе видов разрешенного использования земель промышленного и иного специального назначения.
С учетом изложенного суд правомерно признал незаконными действия Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости земельного участка равной 6 283 000 рублей, акт определения кадастровой стоимости от 23.03.2009 и действия Управления по утверждению результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
При этом суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в 2009 - 2011 годах в размере 338 561 000 рублей.
Заявленное Администрацией требование направлено, по существу, на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и исправление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Суд правильно указал, что исходя из положений Кодекса, Федерального закона N 221-ФЗ внесение соответствующих сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости на прошедшую дату законодательством не предусмотрено. Изменение в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка возможно только в отношении имеющихся в нем актуальных сведений.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 N 700 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ населенных пунктов Нижегородской области. Указанные результаты кадастровой оценки применяются для целей налогообложения с 01.01.2012 года.
Заявитель оспаривает данные о кадастровой стоимости земельного участка, которые содержатся в государственном кадастре недвижимости и имеют статус архивных, что исключает возможность возложения на орган кадастрового учета обязанности внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 338 561 000 рублей в 2009 - 2011 годах.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования в этой части.
В остальной части законность судебного акта не проверялась, поскольку лицами, участвующими в деле, не обжаловалась.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по делу N А43-2736/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Забурдаева И.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности пятой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности второй группы на площадь земельного участка (пункт 2.1.5 Методических указаний N 222).
В соответствии с разделом 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49 (далее - Методика), пятая группа включает в себя земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта.
...
Суд правильно указал, что исходя из положений Кодекса, Федерального закона N 221-ФЗ внесение соответствующих сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости на прошедшую дату законодательством не предусмотрено. Изменение в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка возможно только в отношении имеющихся в нем актуальных сведений."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 апреля 2014 г. N Ф01-622/14 по делу N А43-2736/2012
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-622/14
22.11.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7275/12
26.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9199/13
11.02.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7275/12
13.11.2012 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-2736/12