22 ноября 2013 г. |
А43-2736/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
исковое заявление администрации Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконными действий по определению и утверждению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002, признании незаконным акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002, установлении стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 в 2009, 2010 и 2011 годах в размере 338561000 рублей, обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области принять к учету установленную стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 в 2009, 2010 и 2011 годах в размере 338 561 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области - Пузырева А.А. по доверенности от 09.09.2013 сроком один год;
Государственного федерального бюджетного учреждения по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области - Колчина Н.Ю. по доверенности от 31.01.2013 N 06/2013 сроком действия до 31.12.2013; Роговой С.Б. по доверенности от 31.01.2013 N 05 сроком действия до 31.12.2013; Ковалева А.Л. по доверенности от 06.11.2013 N 29/2013 сроком действия до 31.12.2013,
и установил:
администрация Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация Фокинского сельсовета, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными акта от 23.03.2009 Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Нижегородской области Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата", Управление Росреестра) определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 5150000 кв.м, кадастровый номер 52:28:080006:0002, расположенного в Воротынском районе Нижегородской области; действий ФБУ "Кадастровая палата" Управления Росреестра по определению (расчету) кадастровой стоимости обозначенного земельного участка, равной 6 283 000 рублей; отнесению его к четвертой группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения; определению удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 1,22 рубля, выразившихся в формировании в Государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в 2009, 2010 и 2011 годах в размере 6 283 000 рубля; о признании незаконными действий Управления Росреестра по утверждению результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 5150000 кв.м, кадастровый номер 52:28:080006:0002, равной 6 283 000 рублей. Одновременно заявитель просил суд обязать ФБУ "Кадастровая палата" и Управление Росреестра привести сведения о кадастровой стоимости обозначенного земельного участка, необходимые для исчисления налога в 2009, 2010, 2011 годах, в соответствие с законодательством Российской Федерации; указать категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и вид разрешенного использования "для обслуживания гидротехнических сооружений"; исходя из расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе видов использования, по Воротынскому району Нижегородской области в размере 65,74 рубля (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области (далее - МИФНС N 10 по Нижегородской области), Государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища (далее - Учреждение, Бюджетное учреждение).
Решением от 13.11.2012 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования и признал незаконными, не соответствующими постановлению Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 N 125 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ населенных пунктов Нижегородской области" действия ФБУ "Кадастровая палата" Управления Росреестра по определению кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 52:28:080006:0002, равной 6 283 000 рублей и отнесению обозначенного земельного участка к четвертой группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения; действия Управления Росреестра по утверждению результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 52:28:080006:0002, равной 6 283 000 рублей; акт Управления Роснедвижимости по Нижегородской области от 23.03.2009 определения кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 52:28:080006:0002.
Арбитражный суд Нижегородской области в своем решении установил стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:28:080006:0002 в 2009, 2010, 2011 годах в размере 338 561 000 рублей, исходя из расчета с использованием значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель - 65,74 руб/м(2) и обязал ФБУ "Кадастровая палата" Управления Росреестра принять к учету установленную стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:28:080006:0002 в 2009, 2010, 2011 годах в размере 338 561 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В своей апелляционной жалобе Управление Росреестра просило отменить обжалуемый судебный акт в части признания незаконными действий Управления по утверждению результатов определения кадастровой стоимости обозначенного земельного участка, равной 6 283 000 рублей, признания незаконным акта от 23.03.2009 определения кадастровой стоимости указанного земельного участка и принять по делу в этой части новый судебный акт об отказе органу местного самоуправления в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Управление Росреестра обращает внимание на то, что законодатель не обозначил конкретные действия должностного лица при удостоверении актов определения кадастровой стоимости земельного участка, не вменил в обязанность проверять правильность отнесения земельного участка к тому или иному виду разрешенного использования земель и, соответственно, правильность выбора среднего удельного показателя кадастровой стоимости.
Государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда в полном объеме и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Учреждение обращает внимание на то, что границы поселения (населенного пункта) село Фокино Воротынского района Нижегородской области не определены, и суд первой инстанции, не приняв во внимание данные обстоятельства, отнес земельный участок с кадастровым номером 52:28:080006:0002 к пятой группе видов разрешенного использования земель, что противоречит Методике государственной кадастровой оценке земель.
Постановлением от 11.02.2013 по делу N А43-2736/2012 Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт, которым отказал администрации Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области в удовлетворении требований. Одновременно суд апелляционной инстанции взыскал с органа местного самоуправления в пользу Учреждения судебные расходы в размере 1000 рублей и возвратил ему из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Не согласившись с постановлением Первого арбитражного апелляционного суда, администрации Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Арбитражный суд кассационной инстанции постановлением от 26.06.2013 по делу N А43-2736/2012 отменил судебный акт апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение в Первый арбитражный апелляционный суд, указав, что в связи с неправомерным рассмотрением Арбитражным судом Нижегородской области заявления администрации Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду апелляционной инстанции надлежало самому устранить допущенное процессуальное нарушение и перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Одновременно суд кассационной инстанции рекомендовал при новом рассмотрении дела устранить допущенные процессуальные нарушения, принять во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства и сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Согласно статье 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Руководствуясь постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2013 по делу N А43-2736/2012, определением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Во исполнение требований норм действующего законодательства и указаний суда кассационной инстанции администрация Фокинского сельсовета оформила свои требования в виде искового заявления к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила их и окончательно просит суд признать незаконными действия по определению и утверждению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002, признать незаконным акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002, установить стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 в 2009, 2010 и 2011 годах в размере 338561000 рублей, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области принять к учету установленную стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 в 2009, 2010 и 2011 годах в размере 338 561 000 рублей,
В судебном заседании представитель администрации Фокинского сельсовета поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представители Бюджетного учреждения указали на незаконность и необоснованность заявленных требований.
МИФНС N 10 по Нижегородской области ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Управление Росреестра направило в адрес суда отзыв на исковое заявление администрации Фокинского сельсовета, в котором указывает на отсутствие оснований для удовлетворения требований.
ФБУ "Кадастровая палата", надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Установлено по делу, что Государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища владеет и пользуется на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5 150 000 кв.м, кадастровый номер 52:28:080006:0002, категория: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для обслуживания гидротехнических сооружений, расположенным по адресу: у с.Фокино в Воротынском районе, Нижегородской области.
В 2009, 2010, 1 и 2 квартале 2011 года Учреждение уплачивало земельный налог за пользование обозначенным земельным участком исходя из расчета его кадастровой стоимости в 113 815 000 рублей. Сумма налога за каждый год составляла 1 707 225 рублей.
Получателем земельного налога является администрация Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области.
03.10.2011 МИФНС N 10 по Нижегородской области списала с бюджетного счета администрации Фокинского сельсовета сумму переплаты по земельному налогу в размере 782 929 рублей.
Администрация Воротынского муниципального района Нижегородской области направила в адрес МИФНС N 10 по Нижегородской области запрос от 13.10.2011 N 900/01-14 о разъяснении оснований списания земельного налога в размере 782 929 рублей.
Отвечая на запрос органа местного самоуправления, налоговый орган сообщил, что 21.09.2011 в адрес МИФНС N 10 по Нижегородской области поступило заявление Учреждения N 01-05/746 о зачете переплаты авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2 квартал 2011 года в сумме 782 929 рублей по ОКАТО 22221848000 (Фокинский сельский совет) в счет недоимки по другим ОКАТО.
Согласно кадастровой выписке ФБУ "Кадастровая палата" от 05.06.2009 N К-В(ГКУ)/09-183843 на 01.01.2011 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:28:080006:0002 составляла 6 283 000 рубля.
Полагая, что земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 52:28:080006:0002 за 2009, 2010 и 2011 годы был исчислен неверно вследствие неправильного определения ФБУ "Кадастровая палата" кадастровой стоимости обозначенного земельного участка, администрация Фокинского сельсовета как получатель земельного налога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно общим правилам федерального законодательства лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено), вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (часть 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Споры, связанные с определением вида (категории) разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Статья 387 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку администрация сельского совета является получателем земельного налога, она заинтересована в его верном исчислении и соблюдении порядка уплаты.
Отражение в государственном кадастре недвижимости объективных и достоверных сведений в отношении земельного участка влияет на размер налоговых платежей, обязанность по уплате которых возложена на Учреждение как правообладателя земельного участка.
Статьей 66 Кодекса (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на определенные категории, одной из которых являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее- Правила).
Пунктами 2, 4, 9 Правил закреплено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В силу пункта 11 указанных Правил методические указания по государственной оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пункт 13 Правил устанавливает, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Закрепляя это правило, законодатель исходил из того, что процедура государственной кадастровой оценки земель представляет собой совокупность действий вплоть до внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр, включая в том числе определение кадастровой стоимости земельных участков на основании кадастровой оценки земли (изложенная позиция отражена в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2011 N ВАС-3672/11).
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Во исполнение положений Правил были разработаны Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний N 222 методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в случаях выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В силу пункта 1.3 Методических указаний N 222 кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Согласно пункту 1.4 Методических указаний N 222 результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.
В соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний N 222 Акт определения кадастровой стоимости земельных участков оформляется для земельных участков в пределах одного кадастрового квартала. В случаях одновременного образования или выявления ранее учтенных в пределах одного кадастрового квартала нескольких земельных участков, а также в случаях одновременного изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования, и (или) уточнения площади существующих в пределах одного кадастрового квартала земельных участков оформляется один Акт определения кадастровой стоимости земельных участков.
Пункт 1.6 Методических указаний N 222 закрепляет, что в случае образования или выявления ранее учтенного земельного участка единого землепользования Акт определения кадастровой стоимости земельных участков (прилагается) оформляется для каждого кадастрового квартала, в котором располагаются входящие в состав единого землепользования обособленные или условные земельные участки, а также для условного кадастрового квартала, в котором располагается единое землепользование.
Пунктом 2.1.5 Методических указаний N 222 установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности пятой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности второй группы на площадь земельного участка.
В соответствии с разделом 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, пятая группа включает в себя земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта.
В соответствии с разделом 7 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к пятой группе, в пределах территории административного района рассчитываются исходя из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных ко второй группе, в пределах территории того же административного района.
При этом пункт 7.3 раздела 7 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к пятой группе, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости указанных земельных участков на их площадь.
17.04.2006 в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", постановления Администрации Нижегородской области от 18.01.2001 N 10 "О государственной кадастровой оценке земель" Правительство Нижегородской области издало постановление N 125 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ населенных пунктов Нижегородской области" (далее - Постановление N125).
Согласно приложению 1 Постановления N 125 земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта также отнесены к пятой группе.
Приложение 8 Постановления N 125 определяет значение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения второй группы, применяющегося при расчете кадастровой стоимость земельных участков, отнесенных к пятой группе, в размере 65,74 рублей/кв.м.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним площадь земельного участка составляет 5150000 кв.м.
С учетом приведенных норм права, в период 2009-2011 годы кадастровая стоимость земельного участка должна быть рассчитана и определена как 65,74 рублей/кв.м х 5150000 кв.м =338 561 000 рублей.
Вместе с тем, 23.03.2009 начальник отдела оценки недвижимости Управления Роснедвижимости по Нижегородской области утвердил Акт определения кадастровой стоимости земельного участка (том 1 л.д. 168), из которого следует, что для рассматриваемого земельного участка площадью 515000 кв.м, разрешенное использование- для обслуживания гидротехнических сооружений, применен удельный показатель кадастровой стоимости земель в размере 1,22 руб./кв.м и определена кадастровая стоимость 6283000 рублей.
Суд полагает, что указанный документ с момента утверждения влечет правовые последствия для Учреждения, налогового органа и истца, поскольку на основании собранных документов, в том числе Акта от 23.03.2009, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного с кадастровым номером 52:28:080006:0002 и в государственном кадастре недвижимости считались актуальными именно такие сведения о его кадастровой стоимости.
Позицию уполномоченного органа о том, что рассматриваемый земельный участок должен быть отнесен к четвертой группе видов разрешенного использования, как земельный участок береговой полосы, суд признает несостоятельной по следующим основаниям.
Статья 6 Водного кодекса Российской Федерации определяет, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Фактические обстоятельства дела позволяют прийти к выводу о том, что в данном случае отсутствует береговая полоса в том содержательно-правовом смысле, который придается действующим законодательством.
Кадастровая стоимость земельных участков напрямую зависит от вида их разрешенного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
В соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок Учреждения относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с установленным видом разрешенного использования - для обслуживания гидротехнических сооружений.
В постановлении администрации Воротынского района Нижегородской области от 30.06.1999 N 93 "О передаче земель Государственному Федеральному учреждению по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища" в постоянное бессрочное пользование названному учреждению была передана Фокинская дамба.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в статье 3 раскрывает, что гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; территория гидротехнического сооружения - земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством;
Согласно Стандарту СО 34.21.308-2005 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденного РАО "ЕЭС России" и действующего с 01.01.2006 дамба представляет собой гидротехническое сооружение для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоемов и водотоков, направленного отклонения потока воды.
Факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 иных объектов недвижимости (канал к насосным станциям; насосные станции N N 1, 2, 3; канала "Озеро-заводское" инженерной защиты Фокинской сельхознизины; сооружения- руслоотводящий канал р.Чугунка инженерной защиты Фокинской сельхознизины;сооружение- придамбовый дренаж инженерной защиты Фокинской сельхознизины) не влечет за собой отнесение земельного участка к четвертой группе разрешенных видов разрешенного использования.
Утверждение Учреждения о возможности отнести земельный участок к четвертой группе видов разрешенного использования по иным основаниям (земельные участки для размещения линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий, подстанций и т.п.) также признается несостоятельным, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства и опровергаемым фактическими обстоятельствами дела. Учреждение не осуществляет деятельность, связанную с производством и передачей электрической энергии, в то время как определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости.
В данном случае из объяснений самого Учреждения установлено, что земельный участок на территории Воротынского района у с.Фокино общей площадью 515 га выделялся для строительства гидротехнических сооружений Управлению эксплуатации Чебоксарского водохранилища (постановление администрации Воротынского района от 31.12.1992 N 584).
В связи с реорганизацией Управления земельный участок передан Учреждению на основании постановления администрации Воротынского района от 30.06.1999 N 93.
С учетом установленных по делу обстоятельств, земельный участок с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 должен был быть отнесен к пятой группе видов разрешенного использования земель с кадастровой стоимостью в размере 338 561 000 рублей.
Таким образом, при установленных обстоятельствах вопреки приведенным выше нормам действующего законодательства орган кадастрового учета необоснованно отнес земельный участок с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 к четвертой группе видов разрешенного использования, утвердил Акт определения кадастровой стоимости земельного участка, определил кадастровую стоимость земельного участка с использованием значения среднего удельного показателя, установленного для четвертой группы видов разрешенного использования земель, а Управление Росреестра - утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в размере 6 283 000 рублей в связи с отнесением указанного участка к четвертой группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения.
С учетом изложенного, требования администрации Фокинского сельсовета суд находит законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Одновременно не подлежит удовлетворению требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 в период 2009-2011 годы в размере 338 561 000 рублей по следующим основаниям.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр по смыслу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является прерогативой органа кадастрового учета, а не суда.
Кроме этого, учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
По смыслу пункта 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, при внесении в кадастр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные". Это означает, что новые учетные записи вносятся в ГКН по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, действующим законодательством не предусмотрено.
Установлено, что Правительство Нижегородской области издало постановление от 05.09.2011N 700 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ населенных пунктов Нижегородской области", результаты которой применяются для целей налогообложения с 1 января 2012 года.
Данное обстоятельство исключает возможность возложить на орган кадастрового учета обязанность внести в ГКН сведения о действительной кадастровой стоимости земельного участка за период 2009-2011 годы.
Требование администрации сельского совета об обязании органа кадастрового учета принять к учету установленную стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 в период 2009-2011 годы в размере 338 561 000 рубль также не подлежит удовлетворению как не основанное на нормах действующего законодательства.
Отдельно суд считает необходимым указать, что настоящие требования предъявлены к надлежащим ответчикам исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Из части 2 указанной статьи Закона следует, что предусмотренные данным Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных данным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; упразднено Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пункт 5 указанного Положения к полномочиям управления относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16909) утвержден План-график наделения федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости и федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета), согласно Плану-графику соответственно с 1 июля 2010 года, с 15 сентября 2010 года и с 1 декабря 2010 года.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому заключению об обоснованности требований органа местного самоуправления в части признания незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 равной 6 283 000 рублей в связи с отнесением указанного участка к IV группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения, а также признания незаконными акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 от 23.03.2009 и действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области по утверждению результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 равной 6 283 000 рублей в связи с отнесением указанного участка к IV группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения.
В удовлетворении остальной части требований суд полагает необходимым отказать.
С учетом перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, и наличием оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении требовании заявителя.
По результатам рассмотрения дела в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная Бюджетным учреждением государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы подлежит возвращению из федерального бюджета.
Орган местного самоуправления, Управление Росреестра, кадастровая палата в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.11.2012 по делу N А43-2736/2012 отменить.
Исковые требования администрации Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 равной 6 283 000 рублей в связи с отнесением указанного участка к IV группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения.
Признать незаконными акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 от 23.03.2009 и действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области по утверждению результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:28:08 0006:0002 равной 6 283 000 рублей в связи с отнесением указанного участка к IV группе видов использования земель промышленности и иного специального назначения.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Возвратить из федерального бюджета Государственному федеральному бюджетному учреждению по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области уплаченную по платежному поручению от 06.12.2012 N 3505189 государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2736/2012
Истец: Администрация Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района, Администрация Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, Администрация Фокинского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области с. Фокино
Ответчик: Государственное Федеральное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области г. Лысково, Федеральное бюджетное учреждение Кадастровая палата по Нижегородской области
Третье лицо: МИФНС N10 по Нижегородской области, МРИ ФНС России N10 по Нижегородской области, г. Лысково, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской обл., ФГБУ по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-622/14
22.11.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7275/12
26.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9199/13
11.02.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7275/12
13.11.2012 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-2736/12