Нижний Новгород |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А43-17077/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Анисовой Н.Н. (доверенность от 24.12.2013 N 52 АА 1536215),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области: Майоровой А.В. (доверенность от 09.01.2014 N 03/04)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013, принятое судьями Урлековым В.Н., Кирилловой М.Н., Протасовым Ю.В., по делу N А43-17077/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Железнодорожная торговая компания" (ИНН: 7708639622, ОГРН: 5077746868403) в лице Нижегородского филиала
о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений администрации города Арзамаса,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и администрация города Арзамаса Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Железнодорожная торговая компания" в лице Нижегородского филиала (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений администрации города Арзамаса Нижегородской области (далее - Комитет), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:40:0103005:482, площадью 4679 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, улица Рабочий порядок, 8; об обязании Комитета принять решение о предоставлении в собственность Обществу спорного земельного участка и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи с установлением цены отчуждаемого земельного участка в размере двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") и администрация города Арзамаса Нижегородской области (далее - Администрация).
Решением суда от 28.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.06.2013 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь на Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе", Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Управление указывает, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности. Оспариваемое бездействие Комитета является законным и соответствует действующему законодательству, поскольку Комитет не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
ОАО "РЖД" в отзыве отклонило доводы жалобы.
Определением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.10.2013 производство по кассационной жалобе Управления приостанавливалось.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 11.05.2012 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:40:0103005:482, площадью 4679 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, улица Рабочий порядок, 8, необходимого для использования принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества: здания склада N 2, здания гаража N 2, здания гаража, здания сборно-разборного - ангара N 2 (складского).
К заявлению Общество приложило выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы о статусе заявителя, о приватизации объектов недвижимого имущества, кадастровый паспорт земельного участка, перечень объектов, расположенных на земельном участке.
Комитет отказал Обществу в предоставлении земельного участка (письмо от 04.06.2012 N 02-14-1053), указав, что он уже являлся объектом приватизации; у лица, подписавшего заявление от 11.05.2012, отсутствуют соответствующие полномочия; в составе документов не представлен сводный акт приема-передачи имущества, передаваемого в уставный капитал Общества, от 31.07.2007.
Общество посчитало, что отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 29, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 4 раздела IV приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", суд первой инстанции пришел к выводам, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, Комитет в отношении данного участка не наделен соответствующими полномочиями, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами, пришел к выводу, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, не усмотрел правовых оснований для отказа Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, отменил решение суда и удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду
В пункте 1 статьи 36 Кодекса установлено, что юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Кодекса).
В силу статьи 29 Кодекса предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Кодекса управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (пункт 3 статьи 214, пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.208 N 432).
В подтверждение права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок Управление представило свидетельство о государственной регистрации права от 14.06.2013 N 52-АЕ 028836.
Следовательно, надлежащим лицом, наделенным полномочиями по отчуждению земельного участка в собственность, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а не Комитет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ Комитета не может быть расценен как незаконный и нарушающий права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
В силу изложенного удовлетворение апелляционным судом заявленных требований на основании того, что земельный участок следует признать земельным участком, собственность на который не разграничена, не может быть признано правомерным, поэтому постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 по делу N А43-17077/2012 отменить, решение от 28.02.2013 Арбитражного суда Нижегородской области по данному делу оставить в силе.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для приобретения прав на земельный участок юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Кодекса).
В силу статьи 29 Кодекса предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Кодекса управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (пункт 3 статьи 214, пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.208 N 432)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2014 г. N Ф01-11546/13 по делу N А43-17077/2012