Нижний Новгород |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А31-8153/2011 |
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поморцевой А.В.,
при участии представителя от заявителя - Смирнова С.Е., доверенность от 01.01.2014 N 07/54,
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ИНН: 4401050567, ОГРН: 1044408642629):
о присуждении компенсации в сумме 68 690 рублей 76 копеек за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 07.12.2011 по делу N А31-8153/2011, орган, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, - Управление финансов Администрации Красносельского муниципального района Костромской области (ИНН: 4415001560, ОГРН: 1024402236517),
заинтересованное лицо - муниципальное образование "Красносельский муниципальный район Костромской области" (в лице Администрации Красносельского муниципального района Костромской области (ИНН: 4415003334, ОГРН: 1024402236759)),
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - ОАО "КСК", Общество) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации в сумме 68 690 рублей 76 копеек за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 07.12.2011 по делу N А31-8153/2011 (далее - Решение).
Управление финансов Администрации Красносельского муниципального района Костромской области (далее - Управление финансов), привлеченное к участию в деле в качестве органа, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, отзыв не представило.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование "Красносельский муниципальный район Костромской области" в лице Администрации Красносельского муниципального района Костромской области (далее - Администрация). Администрация отзыв не представила.
Рассмотрев материалы дела, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее.
Арбитражным судом Костромской области было вынесено Решение, в резолютивной части которого указано: "Взыскать с Муниципального образования Красносельского муниципального района Костромской области в лице Администрации Красносельского муниципального района Костромской области, п. Красное-на-Волге Костромской области, за счет казны в пользу открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания", г. Кострома, 1337079 рублей 12 копеек задолженности, 2000 рублей судебных расходов".
Данный судебный акт не обжаловался, в целях его исполнения выдан исполнительный лист от 12.01.2012 (далее - Исполнительный лист).
С сопроводительным письмом от 24.05.2012 N 03-5/7/3231 Исполнительный лист и Решение были направлены Обществом в Управление финансов и получены адресатом 28.05.2012, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Исходя из сведений, приведенных ОАО "КСК", на момент получения Управлением финансов Исполнительного листа задолженность по Решению составила 1 157 531 рубль 31 копейку, каких-либо выплат по сегодняшний день осуществлено не было. Администрация (Управление финансов) иных сведений не приводят, вследствие чего на основании части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), данные обстоятельства считаются признанными.
Общество в заявлении утверждает, что неисполнение Решения порождает для него как коммерческой организации отрицательные последствия.
Рассмотрев материалы дела, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям и их учреждениям.
Кроме того, исходя из постановления Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) от 26.06.2008 по делу "Красев (Krasev) против Российской Федерации", если решение вынесено против государства, то именно оно, а не взыскатель, обязано проявить инициативу для исполнения этого решения.
Исходя из части 2 статьи 222.8 АПК РФ при рассмотрении заявления о присуждении компенсации арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом, в том числе, таких обстоятельств, как:
- поведение заявителя и других участников арбитражного процесса;
- достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта;
- общая продолжительность неисполнения судебного акта.
В постановлении ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2) разъяснено, что сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок. Государственный орган также не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
В пункте 43 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
На основании изложенного суд пришел к выводам о том, что на дату судебного заседания, 19.05.2014, общая продолжительность неисполнения Решения с даты его вступления в силу (07.01.2012) составила 863 дня (более двух лет и четырех месяцев). Администрация (Управление финансов) на дату судебного заседания неправомерно не исполняет указанный судебный акт начиная с 28.08.2012, то есть 629 дней (более одного года и восьми месяцев). Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
Суд округа в материалах дела не усмотрел доказательств, свидетельствующих о достаточности и эффективности действий Администрации (Управления финансов) по исполнению Решения.
Оценив указанные обстоятельства и иные материалы дела, суд считает установленным нарушение права ОАО "КСК" на исполнение судебного акта в разумный срок, а требование о присуждении компенсации - правомерным.
Статья 2 Закона о компенсации устанавливает, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, с учетом практики Европейского Суда по правам человека при данных обстоятельствах является обоснованным присуждение компенсации, исчисляемой исходя из ставки рефинансирования (учетной ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на момент спорных правоотношений с невыплаченного по судебному решению долга (уменьшаемого в связи с частичными платежами).
Ставка рефинансирования ЦБ РФ в периоде неисполнения Решения от 11.02.2010, за который истребуется компенсация, составляла:
- с 26.12.2011 - 8 процентов годовых (указание ЦБ РФ от 23.12.2011 N 2758-У);
- с 14.09.2012 - 8,25 процента годовых (указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).
С учетом пункта 2 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
При этом Общество просит присудить компенсацию в сумме 68 690 рублей 76 копеек за период с 28.08.2012 по 29.01.2014 рассчитав ее исходя из предельной кредитной ставки Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ), сведения о которой (marginal lending facility) размещены на официальном сайте ЕЦБ в сети Интернет (http://www.ecb.int), плюс три процента. Поскольку ставка рефинансирования ЦБ РФ в периоде неисполнения Решения всегда превышала предельную кредитную ставку ЕЦБ плюс три процента, истребуемая ОАО "КСК" сумма компенсации не превышает сумму компенсации, исчисленную с учетом указанной правовой позиции ВАС РФ.
Следовательно, требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит удовлетворению в указанной сумме.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в приведенном постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, увеличенной на 3 процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации.
Руководствуясь статьями 110, 167 и 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
РЕШИЛ:
заявленное требование удовлетворить.
Компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 07.12.2011 по делу N А31-8153/2011 присудить в размере 68 690 рублей 76 копеек.
Обязать Управление финансов Администрации Красносельского муниципального района Костромской области (ИНН: 4415001560, ОГРН: 1024402236517) в трехмесячный срок со дня поступления на исполнение настоящего решения выплатить за счет средств местного бюджета муниципального образования "Красносельский муниципальный район Костромской области" в пользу открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ИНН: 4401050567, ОГРН: 1044408642629) компенсацию в размере 68 690 рублей 76 копеек; проценты годовых от суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процента, с момента истечения указанного трехмесячного срока и до полной уплаты суммы компенсации; расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
Выплату произвести на расчетный счет открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" N 40702810628130111087 в филиале ГПБ (ОАО) "Центральный", Московская область, БИК N 044583837, корреспондентский счет N 30101810500000000837. Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Управление финансов Администрации Красносельского муниципального района Костромской области.
Решение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом пункта 2 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
При этом Общество просит присудить компенсацию в сумме 68 690 рублей 76 копеек за период с 28.08.2012 по 29.01.2014 рассчитав ее исходя из предельной кредитной ставки Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ), сведения о которой (marginal lending facility) размещены на официальном сайте ЕЦБ в сети Интернет (http://www.ecb.int), плюс три процента. Поскольку ставка рефинансирования ЦБ РФ в периоде неисполнения Решения всегда превышала предельную кредитную ставку ЕЦБ плюс три процента, истребуемая ОАО "КСК" сумма компенсации не превышает сумму компенсации, исчисленную с учетом указанной правовой позиции ВАС РФ.
Следовательно, требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит удовлетворению в указанной сумме.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в приведенном постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, увеличенной на 3 процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации."
Решение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 мая 2014 г. N Ф01-999/14 по делу N А31-8153/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2014 Решение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-999/14