Нижний Новгород |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А17-283/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново на определение Арбитражного суда Ивановской области от 12.12.2013, принятое судьей Голиковым С.Н., на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014, принятое судьями Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., Черных Л.И., по делу N А17-283/2013
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново
о включении в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Эколайн" (ИНН: 3702548820; ОГРН: 1083702004407) 1 928 834 рублей 20 копеек
и у с т а н о в и л:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Эколайн" (далее - ООО "Эколайн", Общество) Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в общей сумме 1 928 834 рублей 20 копеек.
Определением суда от 12.12.2013 заявленное требование удовлетворено частично: суд признал обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Эколайн" требования Инспекции в сумме 1 242 754 рублей 07 копеек, в том числе штраф в сумме 1 240 255 рублей, пени в сумме 2 499 рублей 07 копеек. В части включения в реестр пени в сумме 686 080 рублей 13 копеек налоговому органу отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статьи 4, 5, 100, 142, 134 и 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению налогового органа, законодательство о банкротстве не запрещает в процедуре наблюдения начислять должнику пени на налоги, образовавшиеся до принятия заявления о признании должника банкротом.
Подробно доводы Инспекции приведены в кассационной жалобе.
Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность определения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.01.2013 Арбитражным судом Ивановской области возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ООО "Эколайн".
Определением суда от 11.03.2013 в отношении Общества введена процедура наблюдения.
Определением суда от 14.06.2013 удовлетворено заявление уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов требования в размере 19 120 397 рублей 92 копеек, в том числе, налог на добавленную стоимость в сумме 17 693 878 рублей 16 копеек, пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 410 483 рублей 83 копеек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.08.2013 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство.
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в общей сумме 1 928 834 рублей 20 копеек, в том числе 686 080 рублей 13 копеек пени по налогу на добавленную стоимость.
Руководствуясь статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 16, 32, 63 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пунктами 19 и 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование частично. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в третью очередь реестра требований кредиторов Общества спорной суммы пеней, так как сумма задолженности по состоянию на дату введения процедуры наблюдения, включенной в реестр требований кредиторов должника, является окончательной и впоследствии изменению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь дополнительно статьями 81, 95, 126 и 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его определение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
По смыслу приведенной нормы, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 4 и 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", состав и размер требования для тех кредиторов, которые обратились с заявлением о признании должника банкротом, определяется на дату принятия заявления и возбуждения дела о банкротстве, а для тех кредиторов, которые заявили свои требования в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве, - на дату введения наблюдения, размер данных требований впоследствии не изменяется.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в ходе процедуры наблюдения уполномоченный орган уже заявлял требования по недоимке и пеням, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, размер этих требований был установлен на день введения наблюдения и включен в реестр требований кредиторов должника, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что право на увеличение суммы пеней у Инспекции отсутствует.
С учетом изложенного суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования о включении в третью очередь реестра требований кредиторов 686 080 рублей 13 копеек пеней по налогу на добавленную стоимость.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при рассмотрении данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ивановской области от 12.12.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по делу N А17-283/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
По смыслу приведенной нормы, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 4 и 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", состав и размер требования для тех кредиторов, которые обратились с заявлением о признании должника банкротом, определяется на дату принятия заявления и возбуждения дела о банкротстве, а для тех кредиторов, которые заявили свои требования в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве, - на дату введения наблюдения, размер данных требований впоследствии не изменяется."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2014 г. N Ф01-1795/14 по делу N А17-283/2013
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1795/14
20.03.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1247/14
18.03.2014 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-283/13
10.01.2014 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11845/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-283/13