Нижний Новгород |
|
04 июня 2014 г. |
Дело N А43-7820/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2014.
Полный текст постановления изготовлен 04.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Чернышова Д.В.,
при участии представителей
от истца: Большаковой А.А. (доверенность от 07.10.2013),
от ответчика: Корнилова А.А. (доверенность от 30.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2013, принятое судьей Кабакиной Е.Е., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014, принятое судьями Малышкиной Е.Л., Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., по делу N А43-7820/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Авикс" (ИНН: 5262104398, ОГРН: 1025203752012)
к администрации города Нижнего Новгорода (ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579)
о расторжении договоров
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Авикс" (далее - ООО "Авикс", Общество) обратилось в Арбитражный Нижегородской области суд с иском к администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о расторжении инвестиционного договора от 14.03.2007 и договора аренды земельного участка от 11.04.2007 N 15444/07.
Заявленное требование основано на статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что Администрация допустила существенное нарушение условий инвестиционного контракта, что сделало невозможным использование земельного участка по назначению.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Обе судебные инстанции исходили из того, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком условий инвестиционного контракта, приведшее к невозможности исполнения истцом принятых на себя обязательств как по указанному инвестиционному контракту, так и по договору аренды земельного участка.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области и постановление Первого арбитражного апелляционного суда вследствие неправильного применения норм материального права.
Доводы заявителя повторяют доводы апелляционной жалобы и в основном сводятся к следующему. Подготовка документации по планировке территории в рассмотренном случае не является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку строительство торгово-развлекательного центра не относится к муниципальной необходимости. Общество не предприняло необходимых мер для устранения замечаний к проектной документации по строительству объекта, не представило в Администрацию проектную документацию, соответствующую требованиям градостроительного законодательства.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ООО "Авикс" отклонил аргументы заявителя и просил оставить жалобу без удовлетворения.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из документов кассационного производства следует и суды первой и апелляционной инстанций установили, что Администрация и ООО "Авикс" заключили договор от 14.03.2007, предметом которого являлась деятельность сторон по совместной реализации проекта по строительству многофункционального торгово-развлекательного центра, спортивно-оздоровительного комплекса с торгово-офисными помещениями, гостиницей и подземной парковкой, административных помещений, а также создание инфраструктуры, необходимой для дальнейшей эксплуатации указанных объектов, в порядке, определенном в настоящем договоре. Планируемые характеристики объектов и очередность строительства указаны в Перечне основных характеристик объектов инвестирования, планируемых к строительству. Места размещения объектов инвестирования, планируемых к строительству, определены сторонами в схеме размещения объектов инвестирования, планируемых к строительству (пункт 1.1 договора).
Предварительный срок реализации инвестиционного проекта определен с 2007 года по 01 февраля 2012 года (включительно).
Ориентировочная общая сумма инвестиций в инвестиционный проект - 1 984 000 000 рублей (пункт 1.4 договора).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 Администрация обязана оказывать содействие инвестору, а именно: в установленном порядке осуществить выбор земельного участка и предоставить его Обществу в аренду для строительства по инвестиционному проекту, по заявлению Общества в установленном порядке выдать градостроительный план земельного участка в порядке, установленном настоящим договором, согласовать проектную документацию до проведения государственной экспертизы проекта, выдать разрешение на строительство и разрешение на ввод объектов в эксплуатацию согласно очередности строительства.
В силу пунктов 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.8, 2.3.14 договора Общество обязано осуществить финансирование работ по формированию земельного участка, выбранного для строительства, постановке его на кадастровый учет и получение информации из государственного земельного кадастра для целей настоящего договора; в установленном порядке заключить договор аренды земельного участка, выбранного для строительства, и обеспечить его государственную регистрацию; обеспечить организацию и финансирование проектирования и проведения строительных работ в соответствии с проектом, утвержденным и согласованным в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим договором (выступать заказчиком-застройщиком), в том числе работ, связанных с выполнением инженерных изысканий, инженерно-техническим обустройством земельного участка, строительством инженерных сетей и объектов в соответствии с техническими условиями; в установленном порядке получить градостроительный план земельного участка; до проведения государственной экспертизы представить на согласование в Администрацию проектную документацию. При наличии возражений и замечаний Администрации устранить их в кратчайшие сроки и повторно направить проектную документацию на согласование; не позднее 01.02.2012 завершить строительство всех объектов в соответствии с проектной документацией, обеспечить их ввод в эксплуатацию, передать в муниципальную собственность имущество, указанное в пункте 3.1 договора и дополнительных соглашениях к договору в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим договором; передать в муниципальную собственность долю в виде имущества и денежных средств, в порядке и размере, определенном в настоящем договоре.
Дополнительным соглашением от 28.10.2010 срок реализации инвестиционного проекта был продлен до 01.06.2014.
ООО "Авикс" в рамках принятых на себя обязательств осуществило финансирование работ по формированию земельного участка, выбранного для строительства, поставило его на кадастровый учет.
Во исполнение условий инвестиционного контракта стороны заключили договор аренды от 11.04.2007 N 15444/07 земельного участка площадью 18 065 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижний Новгород, Советский район, площадь Советская, 1, кадастровый номер 52:18:07 02 48 0089, для строительства многофункционального торгово-развлекательного центра, спортивно-развлекательного комплекса с торгово-офисными помещениями, гостиницей и подземной парковкой, административных помещений.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 11.04.2007. Сделка зарегистрирована в установленном законом порядке 28.04.2007.
В пункте 4.1.4 инвестиционного договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010) стороны согласовали, что Общество выполняет проектную документацию по проекту в полном объеме, включая все необходимые и обязательные государственные заключения и экспертизы, и представляет экземпляр Администрации. В проектной документации должна быть предусмотрена очередность строительства в рамках реализации инвестиционного проекта. При этом Общество обеспечивает строительство всех объектов в рамках настоящего проекта, ввод их в эксплуатацию, передачу в муниципальную собственность имущества и оплату денежных средств не позднее 01.06.2014.
Администрация согласовывает проектную документацию в течение 30 дней с момента её представления Обществом либо возвращает её Обществу на доработку с замечаниями и возражениями (пункт 4.1.7 договора).
Срок разработки проектной документации был увеличен в связи с необходимостью проектирования трассы метрополитена и организации транспортной схемы в районе площади Советской.
ООО "Авикс" 01.10.2010 представило проектную документацию на согласование в Администрацию в рамках пункта 4.1.7 инвестиционного договора.
Ответчик выдал заключение N 261/10 о том, что проектная документация представлена с замечаниями.
В письме от 17.11.2010 N 241 ООО "Авикс" просило согласовать рабочий проект без наружных сетей.
В письме от 26.07.2011 истец обратился в Администрацию с просьбой выдать заключение по согласованию рабочего проекта без наружных сетей и схемы организации дорожного движения.
В сентябре 2011 года ООО "Авикс" направило в Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода документы, необходимые для получения заключения по проекту.
До настоящего времени Администрация не выдала Обществу заключение по причине отсутствия проекта планировки и межевания территории в границах площади Советской, улиц Адмирала Васюнина, Ивлиева, Богородского.
Отсутствие проекта планировки и межевания территории повлекло за собой смещение сроков реализации проекта по строительству многофункционального торгово-развлекательного центра, в связи с чем Общество неоднократно обращалось в Администрацию с просьбой об изменении условий инвестиционного договора от 14.03.2007.
На комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям от 17.05.2012 Администрация отказала Обществу в переносе сроков платежей по инвестиционному договору и договору аренды земельного участка, а также продлении срока реализации инвестиционного проекта.
До настоящего времени Администрация не утвердила проект, не выдала разрешение на строительство.
В сложившейся ситуации ООО "Авикс" направило в Администрацию письмо от 07.08.2012 N 51-юо/2012 с предложением расторгнуть инвестиционный договор от 14.03.2007 и договор аренды земельного участка от 11.04.2007 и в связи с непоступлением ответа Администрации направило настоящий иск в Арбитражный суд Нижегородской области.
В статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестиционной деятельности) установлено, что инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В статье 8 Закона об инвестиционной деятельности предусмотрено, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Кодексом.
Следовательно, с учетом содержания инвестиционного договора от 14.03.2007 между сторонами сложились договорные отношения.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона об инвестиционной деятельности в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с указанной нормой существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
По смыслу положений статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец должен доказать, что ответчик допустил существенное нарушение договора, которое повлекло для него такой ущерб, что он в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
Суды первой и апелляционной инстанций оценили в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что нарушение Администрацией условий инвестиционного контракта явилось существенным.
Суды правомерно приняли во внимание следующие обстоятельства.
Реализация инвестиционного проекта по строительству многофункционального центра при существующих красных линиях изначально была невозможна без их корректировки, о чем не могла не знать Администрация, выступающая стороной как инвестиционного договора, так и договора аренды земельного участка. При этом истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о необходимости решить вопросы корректуры красных линий (письма от 20.06.2008 N 27-01-20-5000, от 15.09.2008 N 138, от 08.12.2009 N 425). Данная проблема была предметом совещаний в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации 31.03.2009, 30.06.2009.
В письме от 11.03.2010 N 27-03-20-1985ис Департамент архитектуры и градостроительства Администрации сообщил, что считает возможным откорректировать красные линии на площади Советской в Советском районе, указав, что красные линии в соответствии со статьями 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются и утверждаются в составе проекта планировки территории. На заседании Градостроительного Совета Нижегородской области 08.09.2011 (протокол N 32-ГС) одобрено объемно-планировочное решение многофункционального торгово-административного и спортивно-развлекательного комплекса, Администрации рекомендовано разработать проект планировки и межевания площади Советской с учетом представленного материала. Однако Администрация вынесла постановление N 2229 о поручении муниципальному предприятию ИРГ "НижегородгражданНИИпроект" выполнить указанный проект планировки и межевания лишь 31.05.2012.
Соответственно, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, на момент рассмотрения дела проект планировки и межевания территории и новые красные линии не утверждены, проектная документация не согласована, разрешение на строительство объекта не выдано.
Перечисленные обстоятельства повлекли за собой невозможность использования земельного участка по назначению, то есть для осуществления строительства объектов в срок, установленный договором. В переносе срока реализации инвестиционного проекта Администрация отказала Обществу. Таким образом, ООО "Авикс" лишилось того, на что вправе было рассчитывать при условии надлежащего выполнения инвестиционного контракта Администрацией, то есть получения в собственность нежилых помещений, строительство которых являлось целью инвестиционного контракта.
Изложенное позволило судам на законных основаниях (статьи 450 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации) удовлетворить требования о расторжении инвестиционного контракта и положительно рассмотреть иск о расторжении договора аренды земельного участка.
Доводы заявителя признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку уже были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую оценку, по существу основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не опровергают выводы судов, изложенные в оспариваемых судебных актах, а выражают лишь несогласие Администрации с ними.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции и Первым арбитражным апелляционным судом не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 по делу N А43-7820/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме от 11.03.2010 N 27-03-20-1985ис Департамент архитектуры и градостроительства Администрации сообщил, что считает возможным откорректировать красные линии на площади Советской в Советском районе, указав, что красные линии в соответствии со статьями 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются и утверждаются в составе проекта планировки территории. На заседании Градостроительного Совета Нижегородской области 08.09.2011 (протокол N 32-ГС) одобрено объемно-планировочное решение многофункционального торгово-административного и спортивно-развлекательного комплекса, Администрации рекомендовано разработать проект планировки и межевания площади Советской с учетом представленного материала. Однако Администрация вынесла постановление N 2229 о поручении муниципальному предприятию ИРГ "НижегородгражданНИИпроект" выполнить указанный проект планировки и межевания лишь 31.05.2012.
Соответственно, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, на момент рассмотрения дела проект планировки и межевания территории и новые красные линии не утверждены, проектная документация не согласована, разрешение на строительство объекта не выдано.
Перечисленные обстоятельства повлекли за собой невозможность использования земельного участка по назначению, то есть для осуществления строительства объектов в срок, установленный договором. В переносе срока реализации инвестиционного проекта Администрация отказала Обществу. Таким образом, ООО "Авикс" лишилось того, на что вправе было рассчитывать при условии надлежащего выполнения инвестиционного контракта Администрацией, то есть получения в собственность нежилых помещений, строительство которых являлось целью инвестиционного контракта.
Изложенное позволило судам на законных основаниях (статьи 450 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации) удовлетворить требования о расторжении инвестиционного контракта и положительно рассмотреть иск о расторжении договора аренды земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июня 2014 г. N Ф01-1935/14 по делу N А43-7820/2013
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1935/14
07.04.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1183/14
09.01.2014 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7820/13
20.12.2013 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7820/13