Нижний Новгород |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А82-9468/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от заявителя: Бекещенко Э.А. (доверенность от 10.10.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Козловой Ирины Игоревны на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2014, принятое судьей Украинцевой Е.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014, принятое судьями Кононовым П.И., Караваевой А.В., Ольковой Т.М., по делу N А82-9468/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Козловой Ирины Игоревны (ИНН: 760600491654, ОРГНИП: 306760413500029)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области
о признании незаконным отказа в исправлении кадастровой ошибки и об обязании устранить допущенные нарушения путем исправления кадастровой ошибки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля", Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, мэрия города Ярославля,
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель Козлова Ирина Игоревна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление) и к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - Кадастровая палата) о признании незаконным отказа Управления, изложенного в письме от 17.06.2013 N 14-40/4851, в исправлении кадастровой ошибки и отнесения земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:0001, расположенного по адресу: Ярославская область, город Ярославль, площадь Труда, к пятой группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", и об обязании Кадастровой палаты устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исправления кадастровой ошибки и определения кадастровой стоимости спорного земельного участка с учетом отнесения его к третьей группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" земель населенных пунктов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" (далее - Учреждение), Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - Департамент) и мэрия города Ярославля (далее - Мэрия).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт.
Ссылаясь на статьи 1, 3, 7, 16 и 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Минюста Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Предпринимателя, Управление и Кадастровая палата не осуществили действия, предусмотренные действующим законодательством, направленные на исправление признанной кадастровой ошибки. Именно Кадастровая палата обязана исправить кадастровую ошибку и направить информацию в орган государственной власти для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости. Спорный земельный участок относится к третьей, а не к пятой группе видов разрешенного использования.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, отзывы на кассационную жалобу не представили и представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля и общество с ограниченной ответственностью "Трест "Ярпромжилстрой" заключили договор 25.04.2003 N 12951-о аренды находящегося в государственной собственности земельного участка (в редакции дополнительных соглашений от 30.08.2004 N 1, от 13.10.2005 N 2, от 17.10.2006 N 3) с кадастровым номером 76:23:030510:0001, площадью 15 747 квадратных метров, расположенного по адресу: город Ярославль, Кировский район, площадь Труда, целевое назначение - для строительства и эксплуатации подземной автостоянки с реконструкцией парадного входа стадиона "Шинник", размещением ТП и инженерными сетями. Срок действия договора установлен с 07.04.2003 по 31.12.2012.
По соглашению об отступном от 22.04.2010 к Козловой И.И. перешло право собственности на подземную автостоянку на 300 машиномест общей площадью 9984,2 квадратного метра, расположенную по адресу: город Ярославль, площадь Труда (свидетельство о государственной регистрации права от 21.05.2010).
На основании соглашения от 19.05.2010 о передаче прав и обязанностей по договору от 25.04.2003 N 12951-о аренды земельного участка Козловой И.И. перешли права и обязанности арендатора земельного участка площадью 15 747 квадратных метров с кадастровым номером 76:23:030510:0001, расположенного по адресу: город Ярославль, Кировский район, площадь Труда, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации подземной автостоянки с реконструкцией парадного входа стадиона "Шинник", размещением ТП и инженерными сетями. ООО "Трест "Ярпромжилстрой" письмом от 19.05.2010 уведомило уполномоченный орган о том, что с момента государственной регистрации перехода права собственности на подземную автостоянку арендатором по договору от 25.04.2003 N 12951-о будет являться Козлова И.И.
Козлова И.И. 11.06.2013 обратилась в Управление с заявлением о проведении проверки, исправлении ошибки и определении группы разрешенного использования, соответствующей земельным участкам, предназначенным для размещения гаражей и автостоянок, в отношении земельных участков с кадастровым номером 76:23:000000:0479, общей площадью 6115 квадратных метров и с кадастровым номером 76:23:030510:3, общей площадью 9632 квадратных метра. В заявлении указано, что данные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:0001, общей площадью 15 747 квадратных метров на основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 24.10.2011 N 795-р.
Кадастровая палата по результатам рассмотрения протокола выявления кадастровой ошибки от 17.06.2013 приняла решение от 21.06.2013 N 7600/2013/01-40381 о необходимости исправления кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:0001 в части экономических характеристик (группа вида разрешенного использования N 5) согласно части 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Управление письмом от 17.06.2013 N 14-40/4851 сообщило заявителю, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:0001 допущена кадастровая ошибка. Земельный участок с разрешенным использованием "для строительства и эксплуатации подземной автостоянки с реконструкцией парадного входа стадиона "Шинник", размещением ТП и инженерными сетями" мог быть отнесен к нескольким группам разрешенного использования, что повлекло оценку по наибольшему показателю и отнесению к седьмой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения в том числе объектов физической культуры и спорта). С учетом фактического использования земельного участка он должен быть отнесен к пятой группе - земельные участки, предназначенные для размещения объектов, связанных с предпринимательской деятельностью, в связи с чем в Кадастровую палату направлен протокол выявления кадастровой ошибки для принятия решения об ее исправлении в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ. Кроме того, Управление сообщило об аннулировании сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 76:23:000000:0479 и 76:23:030510:3 в соответствии со статьей 24 Федерального закона N 221-ФЗ, поскольку по истечении двух лет со дня постановки их на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права аренды на образованные земельные участки.
Предприниматель посчитал, что отказ уполномоченного органа в части отнесения земельного участка к третьей группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок) является незаконным, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 65, 66 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 421, 450, 451 и 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическими указаниями, постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, - в разумный срок до окончания действия договора.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
На основании пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Таким образом, арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентов) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без его изменения. Арендатор невправе изменять договор в одностороннем порядке.
Как видно из материалов дела, предметом заключенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Трест "Ярпромжилстрой" (арендатором) договора аренды от 25.04.2003 N 12951-о (в редакции дополнительных соглашений от 30.08.2004 N 1, от 13.10.2005 N 2, от 17.10.2006 N 3) является земельный участок с целевым назначением - "для строительства и эксплуатации подземной автостоянки с реконструкцией парадного входа стадиона "Шинник", размещением ТП и инженерными сетями". Арендатор, приняв на себя права и обязанности по договору, выразил согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования для данной территориальной зоны.
Козлова И.И. 11.06.2013 обратилась в Управление с заявлением о проведении проверки, исправлении ошибки и определении группы разрешенного использования, соответствующей земельным участкам, предназначенным для размещения гаражей и автостоянок, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 76:23:000000:0479 и 76:23:030510:3, общей площадью 6115 квадратных метров и 9632 квадратных метра соответственно.
Управление в ответ на заявление разъяснило, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:0001 была допущена кадастровая ошибка, в связи с чем в Кадастровую палату направлен протокол выявления кадастровой ошибки для принятия решения об ее исправлении в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ (письмо от 17.06.2013 N 14-40/4851).
Данное письмо не содержало никаких властных предписаний и не возлагало на заявителя никаких обязанностей.
Таким образом, письмо Управления не является решением об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 76:23:030510:0001 изменен с седьмой на пятую группу решением Кадастровой палаты от 21.06.2013 N 7600/2013/01-40381, которое Предприниматель в установленном законом порядке не оспаривал.
Федеральный закон N 221-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (статья 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе.
В части 1 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 данного закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
На территории Ярославской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы Кадастровой палате с 01.12.2010.
С учетом вышеизложенного суды правомерно отказали Предпринимателю в удовлетворении требований к Управлению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 100 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 100 рублей подлежит возврату Предпринимателю.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А82-9468/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Козловой Ирины Игоревны - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 100 рублей отнести на индивидуального предпринимателя Козлову Ирину Игоревну.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Козловой Ирине Игоревне из федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 31.07.2014 N 298.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 данного закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 октября 2014 г. N Ф01-4233/14 по делу N А82-9468/2013