Нижний Новгород |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А28-11740/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от истца: Бубновой О.Н. (доверенность от 31.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" и Управления Федерального казначейства по Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2013, принятое судьей Малышевой М.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014, принятое судьями Поляковой С.Г., Малых Е.Г., Савельевым А.Б., по делу N А28-11740/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" (ИНН: 4345066592, ОГРН: 1034316598920)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636) и
к субъекту Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497)
о взыскании убытков,
третьи лица - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, муниципальное образование "Город Киров", Региональная служба по тарифам Кировской области, общество с ограниченной ответственностью "Электронный проездной",
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" (далее - ООО "Автохозяйство", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) и субъекту Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 7 681 033 рублей 14 копеек убытков, возникших в результате предоставления с 01.09.2012 по 31.07.2013 отдельным категориям граждан льготного проезда автомобильным транспортом общего пользования на городских маршрутах, в том числе за счет казны Российской Федерации - 1 728 874 рублей 36 копеек, за счет казны субъекта Российской Федерации - 5 952 158 рублей 78 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, муниципальное образование "Город Киров", Региональная служба по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области), общество с ограниченной ответственностью "Электронный проездной" (далее - ООО "Электронный проездной").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2013 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 решение суда изменено: с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Автохозяйство" взыскано 76 136 рублей 14 копеек убытков; в удовлетворении остальной части иска отказано.
ООО "Автохозяйство" и Министерство финансов (представитель - Управление Федерального казначейства по Кировской области, далее - УФК по Кировской области) не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Общество считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, при расчете убытков, возникших с 01.09.2012 по 30.09.2012, ООО "Автохозяйство" правомерно применило базовый тариф в размере 15 рублей, что не противоречит решению правления РСТ по Кировской области от 31.07.2012 N 31/1 и постановлению Правительства Кировской области от 23.08.2012 N 167/493. В свою очередь, применение при расчете недополученных доходов, возникших с 01.10.2012 по 31.07.2013, базовых тарифов в размере 12 рублей и 13 рублей 50 копеек недопустимо; у льготных категорий граждан отсутствует лимит совершаемых поездок в течение календарного месяца после единовременной оплаты поездок.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство финансов считает незаконным возмещение убытков от перевозки инвалидов, участников Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей за счет казны Российской Федерации. Решения Кировской городской думы от 27.08.2001 N 19/3 и от 31.03.2010 N 39/6 не содержат положений об установлении льгот данным категориям граждан. Как указывает заявитель жалобы, инвалиды, участники Великой Отечественной войны и бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей осуществляли проезд в автомобильном транспорте общего пользования по льготной стоимости - 8 рублей 50 копеек; перевозка истцом указанных категорий граждан без взимания платы не является основанием для взыскания за счет средств федерального бюджета данных расходов.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе. Министерство финансов, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами ответчика.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, муниципальное образование "Город Киров", РСТ Кировской области и ООО "Электронный проездной" отзывы не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.10.2014.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 07.12.2009 муниципальное образование "Город Киров" (заказчик) и ООО "Автохозяйство" (исполнитель) заключили договор N 04-1235 об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова, согласно условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования "Город Киров" по городским маршрутам N 14, 33 и 67.
Договор вступает в силу с 01.01.2010 (пункт 4.1 договора); исполнитель осуществляет обслуживание городских маршрутов с 01.01.2010 по 31.12.2014 (пункт 4.2 договора).
Муниципальное образование "Город Киров" (заказчик) и ООО "Автохозяйство" (исполнитель) 17.04.2013 заключили договор N 04-251 о временном (доконкурсном) осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова, согласно условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства временно, до привлечения перевозчика на конкурсной основе, обеспечить перевозку населения транспортом общего пользования на территории муниципального образования "Город Киров" по городским маршрутам N 2, 16, 19, 74.
Договор вступает в силу с 18.04.2013 (пункт 4.1 договора); исполнитель осуществляет обслуживание городских маршрутов с 18.04.2013 по 18.01.2014 (пункт 4.2 договора).
В пунктах 2.1.3 указанных договоров установлена обязанность исполнителя взимать с пассажиров провозную плату по тарифам, установленным Правительством Кировской области либо уполномоченным им органом, в том числе предоставлять меры социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Решением правления РСТ Кировской области "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированным транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области" от 31.07.2012 N 31/1 установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 тарифы на проезд пассажиров и провоз одного места ручной клади и багажа согласно приложениям N 1 - 7 к решению. В приложении N 1 к решению тарифы на проезд в автобусе или троллейбусе составляют при отсутствии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния - 13 рублей; при наличии автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния - 15 рублей, за одну поездку независимо от расстояния по электронной транспортной карте с ограничением лимита поездок 60 штук в течение календарного месяца - 12 рублей.
Постановлением администрации города Кирова от 07.08.2012 N 3079-П для граждан, проживающих на территории города Кирова, в том числе имеющих право льготного и бесплатного проезда на основании постановления Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286 "О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области" с 01.09.2012 введена автоматизированная (электронная) система учета и оплаты проезда на транспорте общего пользования по регулярным городским маршрутам города Кирова.
Постановлениями Правительства Кировской области от 07.08.2012 N 165/470 и от 23.08.2012 N 167/493 установлена стоимость льготного проезда для отдельных категорий граждан с 01.09.2012. Согласно приложению N 1 к названным постановлениям стоимость льготного проезда на территории муниципального образования при наличии в муниципальном образовании автоматизированной систем учета оплаты проезда (транспортной карты на 60 поездок) для граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2011 N 124/524 "Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения" устанавливается в абсолютном выражении с округлением из расчета 70 процентов от тарифа и составляет 8 рублей 50 копеек за одну поездку (стоимость транспортной карты на 60 поездок 510 рублей без ограничения срока использования); для инвалидов по зрению (1 группа) - бесплатный проезд; для обучающихся по очной форме обучения общеобразовательных учреждений области основного общего и среднего (полного) общего образования (5 - 11 классы) устанавливается в абсолютном выражении с округлением из расчета 70 процентов и составляет 8 рублей 50 копеек за одну поездку (стоимость транспортной карты на 60 поездок 510 рублей без ограничения срока использования); для обучающихся по очной форме обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования устанавливается в абсолютном выражении с округлением из расчета 85 процентов от тарифа при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда и составляет 10 рублей за одну поездку (стоимость транспортной карты на 60 поездок 600 рублей в течение календарного месяца).
Во исполнение заключенных с администрацией договоров Общество осуществляло перевозку пассажиров, оплачивающих полную стоимость проезда, льготную стоимость, а также пользующихся правом бесплатного проезда.
Согласно расчету истца размер убытков (неполученных доходов), понесенных в связи с перевозкой пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, с 01.09.2012 по 31.07.2013 составил 1 728 874 рубля 36 копеек (федеральный регистр) и 13 230 682 рубля 61 копейка (областной регистр).
В связи с неполным возмещением убытков, понесенных в результате предоставления указанных льгот, Общество обратилось в суд с иском об их взыскании за счет средств соответствующих бюджетов.
Руководствуясь статьями 8, 15, 16, 790 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Арбитражный суд Кировской области удовлетворил заявленное требование. Суд посчитал правомерным исчисление убытков, возникших в связи с предоставлением льгот, исходя из полной стоимости тарифа (15 рублей), установленного за одну поездку за наличный расчет. Кроме того, суд установил, что транспортная организация в спорный период предоставляла право бесплатного проезда инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, относящимся к федеральному регистру, в связи с чем возмещение убытков от перевозки указанных категорий граждан должно осуществляться за счет казны Российской Федерации.
Апелляционный суд, изменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что представленный истцом расчет размера убытков является неверным; применение базового тарифа на перевозку пассажиров в размере 15 рублей противоречит решению правления РСТ Кировской области от 31.07.2012 N 31/1 и постановлению Правительства Кировской области от 23.08.2012 N 167/493.
Рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
В статье 1069 Кодекса установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 790 Кодекса за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В пункте 5 этой же статьи предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 - 19 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменил льготы по проезду отдельным категориям граждан; предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
В силу статей 44 и 63 Закона N 122-ФЗ меры социальной поддержки инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
Постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2011 N 124/524 утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения, к которым, в частности, относятся инвалиды, участники Великой Отечественной войны и бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей.
Решениями Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/3 и от 31.03.2010 N 39/6 инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей предоставлялось право бесплатного проезда на всех городских маршрутах транспорта общего пользования.
Как установили суды и подтверждено материалами дела, при осуществлении деятельности по перевозке Общество предоставляло право бесплатного проезда инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. Право на бесплатный проезд в общественном транспорте предоставлялось пассажирам на основании документа, подтверждающего соответствующую льготу.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что понесенные Обществом расходы по перевозке льготных категорий граждан транспортом общего пользования на территории муниципального образования "Город Киров" согласно статьям 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие в результате предоставления бесплатного проезда инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, относящимся к федеральному реестру льготников, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для отказа Обществу в удовлетворении указанной части заявленных требований за счет Российской Федерации; кассационная жалоба Министерства финансов не подлежит удовлетворению.
Рассмотрев кассационную жалобу ООО "Автохозяйство", Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что Общество с 01.09.2012 по 31.07.2013 осуществляло перевозку пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования город Киров, в том числе льготных категорий граждан.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.
На территории Кировской области таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета денежных средств предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им выпадающих доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области".
Согласно названному Порядку (в редакции постановления от 09.10.2012 N 174/590, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.09.2012) расчет недополученных доходов на городских маршрутах производится по формуле: Дн = (То-Тл) x П x К, где: Дн - недополученные доходы; То - тариф на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд; Тл - тариф на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, имеющих право на льготный проезд; П - количество перевезенных пассажиров льготных категорий на городских маршрутах на территории обслуживаемого муниципального образования (при отсутствии персонифицированного учета определяется по количеству проданных билетов с пометкой "льготный"); К - коэффициент для городских маршрутов - 0,5 (1,0 - при внедрении автоматизированной системы учета и оплаты проезда перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд).
Таким образом, размер недополученных доходов определяется исходя из тарифа на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд.
Тарифы на перевозку пассажиров в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области (действующие с сентября 2012 года) установлены в приложении N 1 к решению правления РСТ Кировской области от 31.07.2012 N 31/1 и составляют при отсутствии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния - 13 рублей; при наличии автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния - 15 рублей, за одну поездку независимо от расстояния по электронной транспортной карте с ограничением лимита поездок 60 штук в течение календарного месяца - 12 рублей.
Кроме того, решением правления РСТ Кировской области от 08.02.2013 N 4/6 в приложение 1 к решению правления РСТ по Кировской области от 31.07.2012 N 31/1 внесены изменения, согласно которым при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда при ограничении лимита поездок и срока действия транспортной карты в течение календарного месяца тариф на перевозку пассажиров в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области для граждан, не имеющих права на льготный проезд, установлен в размере 13 рублей 50 копеек (лимит поездок 30 штук), 12 рублей (лимит поездок 60 штук) и 11 рублей 50 копеек (лимит поездок 90 штук).
Согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Кировской области от 23.08.2012 N 167/493 с 01.09.2012 стоимость льготного проезда для отдельных категорий граждан установлена только при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета оплаты проезда (подразумевает использование транспортной карты на 60 поездок), а разовые поездки льготировались только в течение одного календарного месяца с момента введения в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда.
Таким образом, базовый тариф в размере 15 рублей подлежит применению только при наличии автоматизированной системы учета оплаты проезда при разовых поездках граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте и только в течение месяца с момента введения автоматизированной системы учета и оплаты проезда; по истечении месяца с момента введения автоматизированной системы учета и оплаты проезда гражданам, имеющим право на льготный проезд в общественном транспорте, льгота предоставлялась только при приобретении транспортной карты на 60 поездок, при этом тариф за одну поездку по электронной транспортной карте с ограничением лимита поездок 60 штук в течение календарного месяца составляет 12 рублей.
Как видно из материалов дела, представленный истцом в суд расчет понесенных убытков основан на применении тарифа на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд, в размере 15 рублей.
Данный тариф применен, в том числе, и при расчете убытков Общества за сентябрь 2012 года.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что с 01.09.2012 на территории муниципального образования "Город Киров" была введена автоматизированная система учета и оплаты проезда.
Следовательно, исходя из положений решения правления РСТ по Кировской области от 31.07.2012 N 31/1 и постановления Правительства Кировской области от 23.08.2012 N 167/493, при расчете убытков за период с 01.09.2012 по 30.09.2012, Общество правомерно применяло базовый тариф в размере 15 рублей.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества о взыскании убытков в связи с предоставлением льготного проезда в сентябре 2012 года является преждевременным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного постановление Второго арбитражного апелляционного суда в указанной части подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо учесть все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, проверить расчет исковых требований Общества за сентябрь 2012 года, после чего вынести законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы Общества не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (пунктом 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" удовлетворить.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А28-11740/2013 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" во взыскании убытков в связи с предоставлением льготного проезда в сентябре 2012 года отменить.
Направить дело в указанной части на новое рассмотрение во Второй арбитражный апелляционный суд.
В остальной части решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А28-11740/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что понесенные Обществом расходы по перевозке льготных категорий граждан транспортом общего пользования на территории муниципального образования "Город Киров" согласно статьям 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
...
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А28-11740/2013 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Автохозяйство" во взыскании убытков в связи с предоставлением льготного проезда в сентябре 2012 года отменить."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 октября 2014 г. N Ф01-4145/14 по делу N А28-11740/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9897/14
21.10.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4145/14
10.06.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9/14
06.12.2013 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-11740/13