Нижний Новгород |
|
11 ноября 2014 г. |
Дело N А29-6852/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.11.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2014, принятое судьей Полицинским В.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, принятое судьями Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Кононовым П.И., по делу N А29-6852/2013
по заявлению управления культуры администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: 1101481197, ОГРН: 1021100514951)
о признании недействительным решения,
третьи лица - администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482338, ОГРН: 1021100517140),
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Школа искусств", муниципальное казенное предприятие "Жилкомсервис", общественная организация "Коми республиканское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ",
и у с т а н о в и л :
управление культуры администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар (далее - Управление культуры) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 21.08.2013 N 05-03/7122, вынесенного по делу N АО 01-01/13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация), муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Школа искусств" (далее - МАОУДОД "Школа искусств"), муниципальное казенное предприятие "Жилкомсервис" (далее - МКП "Жилкомсервис"), общественная организация "Коми республиканское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" (далее - КРО "ОПОРА РОССИИ").
Решением суда от 26.03.2014 заявленное требование удовлетворено частично: признано недействительным решение антимонопольного органа в части признания Управления культуры нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 решение оставлено без изменения.
Управление культуры не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 2, статью 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", заявитель жалобы считает, что субсидии могут предоставляться на иные цели, не связанные с выполнением бюджетными и автономными учреждениями государственного или муниципального задания; перечень целей, на которые могут предоставляться субсидии, является открытым, и субсидии на капитальный ремонт недвижимого имущества могут соответствовать данным целям. По мнению Управления культуры, МАОУДОД "Школа искусств" в рамках проведения культурных общегородских мероприятий принимало участие в проведении цикла новогодних мероприятий путем устройства новогодних городков на территории МОГО "Сыктывкар"; реализация таких целей не подпадает под действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и не предполагает проведения конкурентных процедур.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Антимонопольный орган в отзыве не согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе и просил оставить принятые судебные акты без изменения.
Управление культуры заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация издала постановление 22.06.2011 N 6/1707, согласно которому в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден Перечень субсидий на иные цели, предоставляемых муниципальным бюджетным и автономным учреждениям МОГО "Сыктывкар", включающий, в том числе, субсидии на организацию и проведение общегородских, спортивных и культурно-массовых мероприятий. При этом учреждения, которым могут быть предоставлены такие субсидии, в перечне не персонифицированы.
Постановлением Администрации от 03.12.2010 N 12/5300 утвержден план общегородских мероприятий на 2011 год. В названное постановление 19.12.2011 внесены изменения: план общегородских мероприятий на 2011 год утвержден в новой редакции, пунктом 29 раздела 1 которого предусмотрено выделение Управлению 63 345 857 рублей на подготовку и проведение новогодних и рождественских праздников 2010 - 2011 годов, организацию новогодних площадок, проведение новогодних мероприятий (первый, четвертый кварталы).
Управление культуры издало приказ от 02.11.2011 "О подготовке и проведении новогодних и рождественских праздников 2011 - 2012".
Согласно приказу Управления культуры от 21.11.2011 N 278-од МАОУДОД "Школа искусств" предоставлено финансовое обеспечение в виде иной субсидии "Субсидия на организацию и проведение общегородских, спортивных и культурно-массовых мероприятий" в сумме 5 536 585 рублей 70 копеек согласно плану общегородских мероприятий (р.1 п. 29). В приложении N 2 к данному приказу, согласованном Управлением культуры и утвержденным МАОУДОД "Школа искусств", определено назначение указанных денежных средств: устройство и обслуживание территорий новогодних городков на Стефановской площади, возле центрального стадиона и в мкр. "Орбита"; оформление елок в пгт. Краснозатонский, Верхняя Максаковка, Седкыркещ.
Платежным поручением от 22.11.2011 N 154333 денежные средства в виде субсидии на иные цели в размере 5 536 585 рублей 70 копеек перечислены в адрес МАОУДОД "Школа искусств".
МАОУДОД "Школа искусств" (заказчик) и МКП "Жилкомсервис" (исполнитель) заключили договор 22.11.2011 N 190 возмездного оказания услуг. По условиям данного договора заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать следующие услуги: устройство и обслуживание территорий новогодних городков на Стефановской площади, возле центрального стадиона и в мкр. "Орбита" в срок до 22.12.2011; оформление елок в пгт. Краснозатонский, Верхняя Максаковка, Седкыркещ в срок до 22.12.2011 в соответствии с техническим заданием и локальными сметами (пункт 1.1). Стоимость работ по договору составляет 5 536 585 рублей 70 копеек (пункт 3.1). Из технического задания, являющегося приложением к данному договору, следует, что исполнителю надлежало выполнить работы по установке елок, устройству ледового и новогодних городков, изготовлению фигур и т.д.
В свою очередь, МКП "Жилкомсервис" в декабре 2011 года заключило с иными хозяйствующими субъектами договоры на оказание услуг, предметами которых являлись выполнение устройства иллюминации новогодних городков на территории МОГО "Сыктывкар" (700 000 рублей), выполнение художественных работ по оформлению ледовых городков (1 300 000 рублей), транспортные услуги для перевозки ледяных блоков (100 000 рублей), транспортные услуги по перевозке по городу Сыктывкару сцены, горок, новогодних конструкций, оформление елок, устройство и обслуживание территорий новогодних городков в поселках Краснозатонский, Верхняя Максаковка, Седкыркещ.
Администрация 23.10.2012 издала постановление N 10/4089, которым в новой редакции утвердила план общегородских мероприятий на 2012 год, пунктом 29 раздела 1 которого предусмотрено выделение Управлению культуры 6 710 000 рублей на подготовку и проведение новогодних и рождественских праздников 2011 - 2012 года, организацию новогодних площадок, проведение цикла новогодних мероприятий (первый, четвертый кварталы).
Управление культуры издало приказ от 02.11.2012 N 305-од "О внесении изменений в приказ от 29.12.2011 N 363 "О реализации систем программных мероприятий целевых долгосрочных программ, ремонтов, организации проведения общегородских, спортивных и культурно-массовых мероприятий в 2012 году", которым предусмотрено финансирование МАОУДОД "Школа искусств" на подготовку и проведение новогодних и рождественских праздников 2011 - 2012 годов.
Управление культуры и МАОУДОД "Школа искусств" подписали соглашение от 10.01.2012 N 4, в котором определили порядок и условия предоставления Учреждению субсидии за счет средств бюджета МОГО "Сыктывкар": на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), субсидий на иные цели.
Платежными поручениями от 07.11.2012 N 161123, от 15.02.2012 N 14371, от 01.06.2012 N 75091 денежные средства в виде субсидий, предусмотренных соглашением от 10.01.2012 N 4, в сумме 6 010 000 рублей перечислены в адрес МАОУДОД "Школа искусств".
МАОУДОД "Школа искусств" (заказчик) заключило договоры: с МКП "Жилкомсервис" от 30.01.2012 N 02-06/12 (исполнитель) на обслуживание и демонтаж территорий новогодних городков на Стефановской площади, возле центрального стадиона и в микрорайоне Орбита, цена договора - 450 000 рублей; с закрытым акционерным обществом "Новая Индустриальная Компания" (исполнитель) от 30.10.2012 N 1104-00 на изготовление и доставку зимней горки, цена договора - 169 000 рублей; с обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир" (исполнитель) от 06.11.2012 N А-1217/11-12 на поставку светового оборудования, цена договора - 449 944 рубля; с обществом с ограниченной ответственностью "Промторг" (исполнитель) от 14.11.2012 N 115-2012 на поставку светового оборудования, цена договора - 95 000 рублей; с МКП "Жилкомсервис" (исполнитель) от 22.11.2012 N 320 на устройство новогодних городков на территории МОГО "Сыктывкар", цена договора - 4 836 056 рублей.
КРО "Опора России" 15.10.2012 обратилось в Управление с заявлением о выделении в 2011 году из бюджета МОГО "Сыктывкар" денежных средств на проведение работ по установке "новогодних деревьев" и строительству ледовых городков, являющихся муниципальными нуждами, без проведения торгов в соответствии с Законом о размещении заказов через Управление культуры МАОУДОД "Школа искусств", которое, в свою очередь, в дальнейшем заключило без торгов соответствующие хозяйственные договоры с подрядными организациями на выполнение этих работ, по существу, исполнив функции муниципального заказчика.
Управление 15.02.2013 возбудило дело N АО 01-01/13 по признакам нарушения Управлением культуры части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управление приняло решение от 21.08.2013 по делу N АО 01-01/13, в соответствии с которым признало Управление культуры нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде наделения МАОУДОД "Школа искусств" функциями органов местного самоуправления МОГО "Сыктывкар" (Управления культуры) по созданию условий для организации досуга, созданию условий для массового отдыха жителей путем принятия приказов от 21.11.2011 N 278-од "О внесении изменений в приказ Управления от 02.11.2011 N 245-од "О подготовке и проведении новогодних и рождественских праздников 2011 - 2012" (далее - приказ N 278), от 12.11.2012 N 305-од "О внесении изменений в приказ от 29.11.2011 N 363 "О реализации системы программных мероприятий целевых долгосрочных программ, ремонтов, организации и проведения общегородских, спортивных и культурно-массовых мероприятий в 2012 году" (далее - приказ N 305). Данным решением заявитель признан нарушившим также часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде наделения МАОУДОД "Школа искусств" функциями органов местного самоуправления МОГО "Сыктывкар" (Управления культуры) по созданию условий для организации досуга, созданию условий для массового отдыха жителей МО ГО "Сыктывкар" путем принятия приказов N 278 и 305, которые могли привести к ограничению конкуренции на товарных рынках услуг по устройству и обслуживанию новогодних городков, оформлению новогодних елок на территории МОГО "Сыктывкар" соответственно в 2011 и 2012 годах путем создания преимущественных условий деятельности на таких товарных рынках хозяйствующим субъектам, привлеченным МАОУДОД "Школа искусств" по договорам на выполнение соответствующих видов услуг, заключенным без проведения предусмотренных Законом о размещении заказов публичных конкурентных процедур.
Из указанного решения следует, что выполненные работы, связанные с организацией и проведением новогодних и рождественских праздников, относятся к муниципальным нуждам. Издав приказы N 278 и 305, согласно которым МАОУДОД "Школа искусств" предоставлены субсидии на иные цели, Управление культуры наделило данное учреждение функциями органа местного самоуправления по созданию условий для организации досуга и массового отдыха жителей, тем самым нарушило часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управление культуры не согласилось с указанным решением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 69, 69.1, 69.2, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частями 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьями 1, 16, 17, 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 3, 4 Закона о размещении заказов, статьями 2, 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил частично: признал недействительным решение антимонопольного органа в части признания Управления культуры нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В удовлетворении остальной части требования отказал, так как пришел к выводу о правомерности решения антимонопольного органа в данной части.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Закрепленный данной нормой запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как следует из пунктов 17 и 20 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры и создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 17 данного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.
На основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 7 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг (часть 2). Кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами (часть 6). Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (часть 7).
Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 7 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем (часть 1). Устав автономного учреждения должен содержать, в том числе исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (пункту 5 части 2).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся, в том числе утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений.
Из статьи 44 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар", принятого Советом муниципального образования городского округа "Сыктывкар" 18.01.2006, следует, что администрация городского округа обладает компетенцией в том числе по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры; созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организует обустройство мест массового отдыха населения.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что массовые народные гуляния во время новогодних праздников с обустройством мест гуляний (установление новогодней елки, создание ледовых и снежных фигур, в том числе Деда Мороза, Снегурочки, оборудование горок) являются традиционной, исторически сложившейся формой массового отдыха населения как в целом в Российской Федерации, так и на территории МОГО "Сыктывар" в частности; такой же формой массового отдыха являются и сами новогодние каникулы; для подавляющего большинства населения досугом является период как минимум с 1 по 8 января календарного года, поскольку в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово.
Таким образом, к вопросам местного значения муниципального образования городского округа "Сыктывкар" относится, в том числе, создание условий для массовых народных гуляний во время новогодних каникул, организация мест проведения досуга населением во время новогодних каникул, создание условий для организации досуга, массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относящихся к муниципальными нуждам, должны удовлетворяться с соблюдением процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов. Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" не предусмотрено наделение автономных учреждений функциями заказчика услуг, работ, необходимыми для решения указанных вопросов, ни осуществление финансирования автономного учреждения для этих целей.
Согласно пункту 2.3.1 устава МАОУДОД "Школа искусств" данное учреждение вправе участвовать в проведении культурных общегородских мероприятий. Вместе с тем учреждение не наделено функциями по организации и проведению данных мероприятий, так же как и функциями по организации досуга и массового отдыха населения, обустройству мест массового отдыха и проведения досуга населением.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что действия Управления культуры по наделению МАОУДОД "Школа искусств" функциями органа местного самоуправления по созданию условий для организации досуга, созданию условий для массового отдыха жителей путем предоставления субсидий для расходования бюджетных денежных средств в целях удовлетворения муниципальных нужд, позволивших ему осуществлять расходование средств из бюджета города Сыктывкара на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды муниципального образования, без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, нарушают часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В данном случае не требуется доказывания факта наступления неблагоприятных последствий, достаточно наличия угрозы их наступления.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления культуры удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А29-6852/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу управления культуры администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
По мнению Управления культуры, субсидии могут предоставляться на цели, не связанные с выполнением бюджетными и автономными учреждениями государственного или муниципального задания; перечень целей, на которые могут предоставляться субсидии, является открытым.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию Управления культуры неправомерной.
Как следует из материалов дела, Управление культуры предоставило хозяйствующему субъекту - муниципальному учреждению - субсидию для организации проведения массовых гуляний во время новогодних каникул без проведения обязательных публичных конкурентных процедур, за что было привлечено к ответственности.
Суд указал, что массовые народные гуляния во время новогодних праздников с обустройством мест гуляний (установление новогодней елки, создание ледовых и снежных фигур, оборудование горок) являются традиционной, исторически сложившейся формой массового отдыха населения РФ, и их организация относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Действия Управления культуры по наделению учреждения функциями органа местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха жителей путем предоставления субсидий для расходования бюджетных денежных средств в целях удовлетворения муниципальных нужд нарушают ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Кассационная жалоба Управления культуры оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 ноября 2014 г. N Ф01-4532/14 по делу N А29-6852/2013