Нижний Новгород |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А28-15284/2013 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Чернышова Д.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу - администрации муниципального образования "Город Киров" на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014, принятое судьей Шмыриным С.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А28-15284/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проник" (ИНН: 4345147114, ОГРН: 1064345114294)
к администрации муниципального образования "Город Киров"
о признании недействительным постановления
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Проник" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 13.09.2013 N 3482-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд".
Заявленные требования основаны на статьях 9, 18 и 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ) и статье 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и мотивированы неправомерными действиями ответчика, выразившимися в принятии спорного постановления, нарушающего права и законные интересы Общества.
Арбитражный суд Кировской области решением от 28.02.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует нормам земельного и градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку спорный земельный участок предоставлен последнему в аренду для строительства группы зданий турбазы, а резервирование земель для муниципальных нужд ограничивает права арендатора.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, неправомерными являются выводы судов о том, что резервирование земельного участка для строительства автомобильной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры, возможно только в случае, если земельный участок не предоставлен гражданам и юридическим лицам, а также то, что генеральным планом города Кирова на спорном земельном участке не предусмотрено размещение улицы и транспортной развязки.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей; в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Истец направил отзыв на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, решением Кировской городской Думы от 28.11.2007 N 9/1 утвержден генеральный план города Кирова.
Управление (Комитет) по делам муниципальной собственности города Кирова и Общество подписали договор от 18.01.2011 аренды земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 (У0281-040), площадью 12 274 квадратных метра, расположенного по адресу: город Киров, северо-восточный угол улиц Дрелевского и Пристанской, с разрешенным видом использования земельного участка: размещение объектов, предусмотренных в зоне проектных зеленых насаждений общего пользования; категория земель: земли населенных пунктов. Земельный участок предоставлен для размещения группы зданий турбазы (строительство). Срок действия договора до 17.06.2014.
Документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительные планы земельных участков в составе проекта межевания) набережной реки Вятки от улице Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове Администрация утвердила, издав распоряжение от 31.10.2012 N 2885-зр "Об утверждении документации по планировке территории набережной реки Вятки от улицы Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове".
В распоряжении Администрации от 17.04.2013 N 1005-зр "О подготовке проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от улице Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове" предписано подготовить проект по внесению изменений в документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительные планы земельных участков в составе проекта межевания) набережной реки Вятки от улицы Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове, утвержденное распоряжением Администрации от 31.10.2012 N 2885-зр.
Администрация издала распоряжение от 03.07.2013 N 54-02-05 "О проведении публичных слушаний по проекту по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от улицы Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове", на основании которого 19.08.2013 подготовлено заключение о результатах публичных слушаний и рекомендовано утвердить проект по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от улицы Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове.
Проект по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от улицы Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове, подготовленный на основании распоряжения Администрации от 17.04.2013 N 1005-зр утвержден Администрацией в распоряжении от 30.08.2013 N 2509-зр "Об утверждении проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории набережной реки Вятки от улицы Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове".
Путем издания постановления от 13.09.2013 N 3482-П "О резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд" Администрация осуществила резервирование земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51, ограниченного правами третьих лиц, для муниципальных нужд - для планируемых территорий общего пользования (улица, транспортная развязка) сроком на семь лет (пункт 1) с наложением на земельный участок с кадастровым номером 43:40:000281:51 ограничений прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельного участка на использование путем возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Сославшись на то, что постановление Администрации от 13.09.2013 N 3482-П не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта (действия или бездействия) закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Администрация муниципального образования "Город Киров" наделена полномочиями по резервированию земель в границах данного округа, в то же время такое резервирование должно осуществляться в соответствии с положениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
В части 1 статьи 70.1 ЗК РФ установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения (при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов), в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с оспариваемым постановлением Администрации от 13.09.2013 N 3482-П резервирование земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 осуществлено для муниципальных нужд - для планируемых территорий общего пользования (улица, транспортная развязка).
В части 4 статьи 9 ГСК РФ установлено, что по общему правилу не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель при отсутствии документов территориального планирования.
На основании подпункта "а" пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение о резервировании земель) решение о резервировании земель принимается в том числе, в соответствии с документацией по планировке территории.
К числу документов территориального планирования городских округов относятся генеральные планы городских округов (часть 1 стать 18 ГСК РФ).
По смыслу приведенных норм ГСК РФ и Положения о резервировании земель решение о резервировании земель для размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа и в том случае, если эти земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 23 ГСК РФ генеральный план городского поселения должен содержать: положение о территориальном планировании, в котором должны содержаться сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение; карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой должны отображаться планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся, в том числе, к электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению.
Таким образом, как верно отмечено судами обеих инстанций, решение о резервировании в границах городского округа земель для строительства на них, то есть для размещения на них в будущем, объектов местного значения может быть принято органом местного самоуправления только при наличии в генеральном плане городского округа соответствующих сведений об этих объектах. При отсутствии в генеральном плане городского округа таких сведений данное решение не может быть принято.
Согласно пункту 1 статьи 1 Положения "О составе, порядке подготовки документа территориального планирования муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 31.01.2007 N 64/3, генеральный план муниципального образования "Город Киров" является документом территориального планирования муниципального образования "Город Киров".
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в генеральном плане муниципального образования "Город Киров" отсутствуют сведения о размещении улицы и транспортной развязки на земельном участке, расположенном по адресу: город Киров, северо-восточный угол улиц Дрелевского (в настоящее время улица Спасская) и Пристанской, совпадающем с земельным участком с кадастровым номером 43:40:000281:51, предоставленном в аренду Обществу, следовательно, правомерно признал постановление от 13.09.2013 N 3482-П, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка Администрации на главы 2 и 3 Положения о территориальном планировании генерального плана города Кирова, в которых, по ее мнению, содержатся необходимые сведения о строительстве объектов - улицы и транспортной развязки, послужившие основой для издания оспариваемого постановления, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку в данных главах содержатся общие сведения о строительстве спортивного и общественно-делового центра и улиц, без конкретизации земельных участков, на которых планируется указанное строительство, мест их нахождения. Тогда как в пункте 1 оспариваемого постановления указан конкретный земельный участок, подлежащий резервированию, идентифицированный по кадастровому номеру и адресу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А28-15284/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных норм ГСК РФ и Положения о резервировании земель решение о резервировании земель для размещения объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа и в том случае, если эти земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 23 ГСК РФ генеральный план городского поселения должен содержать: положение о территориальном планировании, в котором должны содержаться сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение; карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой должны отображаться планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся, в том числе, к электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2014 г. N Ф01-4579/14 по делу N А28-15284/2013
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4579/14
09.09.2014 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15284/13
07.07.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3080/14
28.03.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-656/14
28.02.2014 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-15284/13