Нижний Новгород |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А38-6366/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 13.11.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.03.2014, принятое судьей Фроловой Л.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б, Урлековой В.Н., по делу N А38-6366/2013
по заявлению Министерства государственного имущества Республики Марий Эл
о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 26.09.2013 N 07/039/2013-495,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное образование "Ардинское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Ардинское сельское поселение",
и у с т а н о в и л :
Республика Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее - Управление) с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Марий Эл на сибиреязвенный скотомогильник, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Килемарский район, деревня Сенюшкино, в 100 метрах, кадастровый номер 12:03:0801003:0070:88:216:002:000005790.
Рассмотрев заявление, Управление отказало в государственной регистрации права собственности Республики Марий Эл на объект ввиду отсутствия документов, необходимых для государственной регистрации, в частности документов, подтверждающих право собственности Республики Марий Эл на скотомогильник, о чем 26.09.2013 вынесло решение N 07-039/2013-495.
Не согласившись с решением Управления, Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Ардинское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Ардинское сельское поселение".
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.03.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, Министерство не представило документ, подтверждающий право собственности Республики Марий Эл на спорный объект; спорный объект по заявлению администрации муниципального образования "Ардинское сельское поселение" принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле не обеспечили явку представителей в судебное заседание, Управление представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Министерство представило отзыв на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд находит основания для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации прав.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации прав Управление указало на непредставление Министерством документов, подтверждающих право собственности Республики Марий Эл на спорный объект.
Вместе с тем в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу статей 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве собственников скотомогильника (биотермической ямы), следовательно, принятие решения о создании данных объектов находится в их компетенции.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14.10.2011 N 329 утверждена республиканская целевая программа "О мерах по обеспечению безопасности сибиреязвенных скотомогильников на территории Республики Марий Эл на 2012 - 2016 годы" (действовавшая на дату обращения Министерства в Управление), программа системных мероприятий по которой предусматривала оформление сибиреязвенных скотомогильников в государственную собственность Республики Марий Эл с целью предупреждения случаев заболевания сибирской язвой среди сельскохозяйственных животных и людей, ответственным исполнителем назначено Мингосимущества Республики Марий Эл.
Суды установили, что спорный скотомогильник расположен на земельном участке, который прошел кадастровый учет, права на который не зарегистрированы; на скотомогильник оформлен технический паспорт, объект учтен в казне Республики Марий Эл на основании распоряжения Мингосимущества Республики Марий Эл от 06.11.2012 N 1428.
Названное распоряжение имеется в регистрационном деле на спорный объект (опись документов от 14.01.2013).
Оценив представленные сторонами дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Республика Марий Эл является собственником спорного сибиреязвенного скотомогильника.
С учетом изложенного у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Республики Марий Эл на спорный сибиреязвенный скотомогильник, поэтому суды обоснованно признали решение Управления от 26.09.2013 N 07/039/2013-495 недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, в связи с чем они сводятся лишь к переоценке исследованных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по жалобе судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.03.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А38-6366/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2014 г. N Ф01-4545/14 по делу N А38-6366/2013