Нижний Новгород |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А17-8029/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 20.11.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
товарищества собственников жилья "Инза-2"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.05.2014,
принятое судьей Удальцовой О.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Малых Е.Г.,
по делу N А17-8029/2013
по иску открытого акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
(ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
к товариществу собственников жилья "Инза-2"
(ИНН: 3702088883, ОГРН: 1063702092882)
о взыскании задолженности и процентов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Ивановская городская электрическая сеть"
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Инза-2" (далее -Товарищество) о взыскании 24 883 рублей 44 копеек долга за потребленную электрическую энергию по договору энергоснабжения от 01.02.2013 N ГП-15281 за октябрь, ноябрь 2013 года.
Иск основан на статьях 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), и мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате полученной электроэнергии.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек открытое акционерное общество "Ивановская городская электрическая сеть" (далее - Общество).
Суд первой инстанции решением от 07.05.2014 удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.08.2014 оставил решение от 07.05.2014 без изменения.
При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 8, 307, 309 - 310, 408, 426, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьями 157, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
- пунктами 68, 136 и 137 Основных положений N 442;
- пунктами 15, 18, 22 и 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307);
- пунктами 2 и 3 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354);
- пунктом 7 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2;
- пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Суды исходили того, что ответчик не предоставил доказательств, подтверждающих установку и принятие к расчетам общедомового прибора учета, позволяющего вести дифференцированный по времени суток учет электрической энергии, поэтому при расчете стоимости электрической энергии, поставленной ответчику в спорный период, отсутствовали основания для применения одновременно различных тарифов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 07.05.2014 и постановление от 08.08.2014.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов о том, что расчет за поставленную в адрес ответчика электрическую энергию должен производиться по одноставочному тарифу, поскольку в спорных правоотношениях отсутствует возможность применения различных тарифов. По мнению заявителя, суды неправомерно сослались на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 17.02.2012 N 3224-НП/14 и не применили подлежащий применению пункт 17 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее -Правила N 124). Пункт 17 не ставит применение дифференцированного учета электрической энергии по времени суток в зависимость от наличия соответствующего общедомового прибора учета.
Третье лицо в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы, изложенные в ней и просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; ходатайствовало о рассмотрении жалобы без его участия.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 07.05.2014 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А17-8029/2013 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Компания и Товарищество (исполнитель) подписали договор энергоснабжения от 01.02.2013 N ГП-15281 (с учетом протокола разногласий, протокола согласования разногласий от 08.04.2013 и дополнительного соглашения от 01.07.2013), в соответствии с которым Компания продает исполнителю электрическую энергию с целью оказания коммунальных услуг по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также посредством привлечения третьих лиц оказывает исполнителю услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю, прием и оплата исполнителем приобретаемой электрической энергии и оказанных услуг.
Исполнитель при наличии коллективного (общедомового) прибора учета обязался снимать ежемесячно показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; обеспечить передачу полученных сведений Компании с использованием телефонной связи, электронной почты или иным способом, позволяющим подтвердить факт получения, до 1-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 3.7 договора).
Стоимость поставленной в расчетном периоде электрической энергии рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункт 4.1 договора).
Оплата электроэнергии (за исключением электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме) осуществляется потребителями самостоятельно непосредственно Компании. Оплата электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, производится исполнителем самостоятельно платежными поручениями на расчетный счет, указанный Компанией, либо в кассу Компании до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, в размере стоимости электрической энергии, фактически потребленной в истекшем месяце. Под расчетным периодом для расчета за потребленную электроэнергию понимается один календарный месяц (пункт 4.2 договора).
Определение объема потребления электрической энергии и оказанных услуг по передаче электрической энергии по настоящему договору осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в приложении N 2 к настоящему договору приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета, а при отсутствии приборов учета - путем применения нормативов и (или) расчетных способов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 договора).
Коллективные (общедомовые) приборы находятся в собственности (ином законном основании) и обслуживании лиц, указанных в приложении N 2 к договору.
В пункте 4 приложения N 2 к договору согласован перечень расчетных приборов учета электроэнергии.
Срок действия договора установлен сторонами со дня его подписания последней из сторон договора и по 31.12.2013 с возможностью дальнейшей пролонгации на тех же условиях и на тот же срок (пункт 8.1 договора).
В октябре и ноябре 2013 года истец поставил ответчику электрическую энергию и предъявил счета на оплату на общую сумму 87 449 рублей 60 копеек.
Ответчик оплатил стоимость потребленной в спорный период электрической энергии не в полном объеме, поэтому истец обратился в суд с настоящим иском.
Между участниками спора возникли разногласия относительно определения количества предъявляемой к оплате электрической энергии и ее стоимости при наличии на вводе в дом общедомового прибора учета, который не осуществляет дифференцированный по времени суток учет электрической энергии.
Истец считает, что расчет стоимости потребленной электрической энергии должен определяться исходя из показаний общедомового прибора учета с применением одноставочного тарифа, утвержденного постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 22.11.2012 за N 510-э/3, в размере 2 рублей 24 копеек.
По мнению ответчика, расчет должен быть произведен с применением как одноставочного тарифа, так и тарифа, дифференцированного по времени суток, поскольку у ряда собственников жилых помещений установлены двухтарифные индивидуальные приборы учета.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Из статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 18 Правил N 307 при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 22 Правил N 307).
При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 (пункт 23 Правил N 307).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в том числе внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, которые вступили в силу 08.06.2011.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (утратившим силу с 01.09.2012), пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разъяснения по применению соответствующих Правил предоставления коммунальных услуг дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в письме от 17.02.2012 N 3224-НП/14, если общедомовой прибор учета электрической энергии запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет электрической энергии, исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией за потребленную электрическую энергию по такому общедомовому прибору учета электрической энергии, вне зависимости от типа и наличия в помещениях такого дома индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Принимая судебные акты об удовлетворении иска, суды правомерно руководствовались постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими отношения в области энергоснабжении.
Так, в пункте 57 (2) постановления Правительства 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" установлено, что регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категорий потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в двух вариантах:
- одноставочный тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
- одноставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 кВт.ч электрической энергии с учетом стоимости мощности в дневные и ночные часы суток.
Применение в расчетах за потребленную электрическую энергию (мощность) тарифа (цены), дифференцированного по зонам суток, определяется в договоре энергоснабжения и возможно только при наличии у потребителя соответствующих приборов учета электрической энергии (мощности).
Из обстоятельств дела следует, что условия, установленные названными правовыми актами для применения тарифа, дифференцированного по зонам суток, Товариществом не были выполнены; на вводе в дом установлен общедомовой прибор учета, не позволяющий ввести дифференцированный по времени суток учет электрической энергии. Доказательств обратного ответчиком в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Довод заявителя о необоснованной ссылке на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 17.02.2012 года N 3224-НП/14 отклоняется, поскольку указанная ссылка сделана судом при анализе правовых норм, регулирующих спорные отношения, и является правильной.
Оспоренные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.05.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А17-8029/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Инза-2" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (утратившим силу с 01.09.2012), пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разъяснения по применению соответствующих Правил предоставления коммунальных услуг дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в письме от 17.02.2012 N 3224-НП/14, если общедомовой прибор учета электрической энергии запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет электрической энергии, исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией за потребленную электрическую энергию по такому общедомовому прибору учета электрической энергии, вне зависимости от типа и наличия в помещениях такого дома индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
...
Довод заявителя о необоснованной ссылке на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 17.02.2012 года N 3224-НП/14 отклоняется, поскольку указанная ссылка сделана судом при анализе правовых норм, регулирующих спорные отношения, и является правильной."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2014 г. N Ф01-4121/14 по делу N А17-8029/2013