Нижний Новгород |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А79-552/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Шутиковой Т.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чувашавтодор" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.05.2014, принятое судьей Каргиной Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014, принятое судьями Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., Урлековым В.Н., по делу N А79-552/2014
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
к открытому акционерному обществу "Чувашавтодор" (ИНН: 2130047821, ОГРН: 1082130014812)
о взыскании 4 536 439 рублей 05 копеек
и у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с открытого акционерного общества "Чувашавтодор" (далее - Общество) 3 372 438 рублей 08 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за I - III кварталы 2012 года.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.05.2014 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, в рассматриваемом случае при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду применение повышающего пятикратного коэффициента недопустимо, поскольку Общество обращалось в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ. Отказывая в выдаче разрешения, Управление не ссылалось на отсутствие каких-либо документов. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело проверку представленных Обществом расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2011 года, I - III кварталы 2012 года.
По результатам проверки представленных расчетов Управлением доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса вредных веществ в водные объекты в размере 4 536 439 рублей 05 копеек. Указанная сумма рассчитана с учетом применения повышающего пятикратного коэффициента за неорганизованный сброс загрязняющих веществ при отсутствии соответствующего разрешения.
Управление направило Обществу требование от 21.06.2013 N 05/16-2776 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления в суд с иском о взыскании 3 372 438 рублей 08 копеек задолженности.
Удовлетворяя исковое требование, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии руководствовался статьями 1, 3 и 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, пунктами 4.2, 8.2 и 10 приказа Минприроды Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду" (далее - Административный регламент) и исходил из того, что при отсутствии соответствующего разрешения плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты должна быть исчислена с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
На основании пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В силу пункта 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Порядок выдачи разрешений на сбросы вредных веществ в окружающую среду установлен Административным регламентом, пунктом 8.2 которого предусмотрено, что основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с приложением 1 к настоящему регламенту, и документов, перечисленных в этом пункте, в том числе нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов заявителя) либо наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
Суды установили, что Общество в спорный период эксплуатировало передвижные и 33 стационарных источника негативного воздействия на окружающую среду, а также транспортные средства, в результате чего происходило загрязнение водостока веществами производственного происхождения, следовательно, Общество являлось плательщиком платы за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока в ливневую канализацию и на рельеф местности с территории (водосбора) предприятия. При этом специальное разрешение у Общества отсутствовало.
Таким образом, Общество обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Суды, проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы (с учетом пятикратного повышающего коэффициента), признали его верным и удовлетворили требование Управления о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого по третий кварталы 2012 года в размере 3 372 438 рублей 08 копеек.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.05.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 по делу N А79-552/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чувашавтодор" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Чувашавтодор".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковое требование, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии руководствовался статьями 1, 3 и 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, пунктами 4.2, 8.2 и 10 приказа Минприроды Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду" (далее - Административный регламент) и исходил из того, что при отсутствии соответствующего разрешения плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты должна быть исчислена с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 декабря 2014 г. N Ф01-5226/14 по делу N А79-552/2014