Нижний Новгород |
|
05 декабря 2014 г. |
Дело N А29-7144/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Тюменцевой М.А. (доверенность от 29.04.2013 N 27), Макеевой Е.Г. (доверенность от 09.01.2013 N 1),
от заинтересованного лица: Максимовой К.Л. (доверенность от 09.01.2014 N 4-д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.03.2014, принятое судьей Шишкиным В.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014, принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., по делу N А29-7144/2013
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
о взыскании с Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми (ИНН: 1101482754, ОГРН: 1021100528140) пеней и штрафа
и установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - Фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми (далее - Министерство) 22 832 рублей 17 копеек пеней и 29 180 рублей 96 копеек штрафа, начисленных по решению от 03.07.2013 N 64 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.03.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 решение суда первой инстанции отменено. С Министерства взыскано 431 рубль 46 копеек пеней по страховым взносам и 485 рублей 74 копейки штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, денежная компенсация государственным служащим проезда к месту отдыха и обратно, а также выплаченная работникам материальная помощь в связи со смертью родственника (брата, сестры) не входят в перечень выплат, предусмотренный в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Подробно позиция Фонда изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Управления, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Министерства по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, достоверности представленных индивидуальных сведений застрахованных лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, результаты которой отразил в акте от 03.06.2013 N 32.
В ходе проверки установлена неуплата страховых взносов в связи с невключением в базу для их исчисления выплаченной Министерством государственным гражданским служащим Республики Коми компенсации расходов по оплате проезда, произведенной в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 10.06.2005 N 77, а также выплаченной работникам Бондаренко А.В. и Коровиной Т.Г. материальной помощи в связи со смертью родственника (брата, сестры).
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления принял решение от 03.07.2013 N 64 о привлечении Министерства к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации", в виде взыскания штрафа в сумме 29 180 рублей 96 копеек. В этом же решении Министерству предложено уплатить 145 904 рубля 79 копеек недоимки по страховым взносам и 22 832 рубля 17 копеек пеней.
Управление направило Министерству требование от 18.07.2013 N 881 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа в срок до 06.08.2013.
Министерство пени и штраф не уплатило, поэтому Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, пунктами 1, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Порядком предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2005 N 212, Арбитражный суд Республики Коми сделал вывод о том, что компенсация стоимости проезда носит характер государственной поддержки и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд частично отменил решение суда первой инстанции, указав на неправомерное начисление страховых взносов на сумму материальной помощи, выплаченной работникам в связи со смертью родственников.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (а в редакции, действующей с 01.01.2011, - в рамках трудовых отношений) и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для упомянутых плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статье 9 Закона.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 10.06.2005 N 77 "О порядке и условиях компенсации государственным гражданским служащим Республики Коми расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно", принятым во исполнение Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 10-РЗ "О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми", государственным гражданским служащим Республики Коми предусмотрена компенсация расходов на оплату проезда к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов один раз в календарном году.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Министерство производило выплату государственным гражданским служащим Республики Коми указанной компенсации расходов по оплате проезда к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно. Выплата данной компенсации произведена в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 10.06.2005 N 77.
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о том, что указанные выплаты являются компенсационными, установлены в целях возмещения государственным гражданским служащим затрат и не подлежат обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.
Вместе с тем сам по себе факт наличия между работодателем и его работниками трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Министерство выплатило материальную помощь Бондаренко А.В. в мае 2010 года в сумме 5000 рублей в связи со смертью сестры и Коровиной Т.Г. в феврале 2012 года в сумме 5000 рублей в связи со смертью брата.
Указанные выплаты носили социальный характер, не зависели от квалификации работников, сложности и качества выполняемой ими работы, не являлись стимулирующими, то есть не связаны с оплатой труда работников.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что данные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.03.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А29-7144/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 декабря 2014 г. N Ф01-5167/14 по делу N А29-7144/2013
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5167/14
02.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7144/13
11.08.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7144/13
26.06.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7144/13
09.06.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7144/13
20.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7144/13