Нижний Новгород |
|
05 декабря 2014 г. |
Дело N А79-7263/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 05.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Кислицына Е.Г., Чернышова Д.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истцов - индивидуальных предпринимателей Осипова Василия Васильевича, Никитина Ивана Валерьевича и Григорьева Николая Петровича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.03.2014, принятое судьей Афанасьевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, принятое судьями Насоновой Н.А., Казаковой Н.А., Назаровой Н.А., по делу N А79-7263/2013
по иску индивидуального предпринимателя Осипова Василия Васильевича (ИНН: 212706830009, ОГРНИП: 304213418900032), индивидуального предпринимателя Никитина Ивана Валерьевича (ИНН: 212301731793,ОГРНИП: 306213432500021) и индивидуального предпринимателя Григорьева Николая Петровича (ИНН: 210601264680, ОГРНИП: 306213424700040)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ИНН: 2130104830, ОГРН: 1122130007438)
о взыскании убытков в виде неполученных доходов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель Сергеев Александр Владимирович, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Чувашской Республики,
и установил:
индивидуальные предприниматели Осипов Василий Васильевич, Никитин Иван Валерьевич и Григорьев Николай Петрович (далее - Предприниматели) обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) о взыскании 504 000 рублей убытков в виде неполученных доходов в равных долях.
Исковые требования основаны на статьях 15, 310 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением Министерством пункта 4.5 Правил организации регулярных пассажирских перевозок, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 594 "Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородних) маршрутах Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа", в связи с чем Предприниматели понесли убытки в виде неполученного дохода от использования деятельности по перевозке пассажиров по маршруту N 545 "Юманзары - Чебоксары".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Сергеев Александр Владимирович (далее - ИП Сергеев А.В.), Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Чувашской Республики.
Руководствуясь статьями 15, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 26.03.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, отказал в удовлетворении заявленных требований. Обе судебные инстанции исходили из следующего: срок действия договора от 24.04.2007 N 50 с учетом дополнительных соглашений к нему истек 31.12.2011, договорные обязательства Министерством не нарушались, Предприниматели не участвовали в открытом конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, не подавали заявки на участие в конкурсе, а потому при заключении договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 545 по результатам проведенного конкурса их права не были нарушены. При этом суды, сославшись на статьи 432, 1041 и 1042 Гражданского кодекса Российской Федерации, указали на незаключенность договора простого товарищества от 01.12.2012 ввиду недостижения Предпринимателями соглашения по всем существенным условиям договора.
Не согласившись с решением и постановлением, Предприниматели обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить названные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Основные доводы заявителей, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к следующему. После 31.12.2011 контрагенты продолжали исполнять условия договора от 24.04.2007 N 50 с учетом дополнительных соглашений к нему, поэтому действия сторон следует расценить как согласование воли на исполнение условий договора до момента определения результатов конкурса на маршрут N 545 "Юманзары - Чебоксары". Истцы заключили договор о совместной деятельности от 01.12.2012 по обслуживанию данного маршрута и распределению полученных доходов от эксплуатации маршрута в равных долях.
В отзыве на кассационную жалобу представитель Министерства сослался на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов и просил отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из документов кассационного производства и установил суд, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и индивидуальный предприниматель Осипов В.В. заключили договор от 24.04.2007 N 50 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа по маршруту N 545 "Юманзары - Чебоксары", сроком действия до 20.04.2008, который согласно дополнительным соглашениям от 15.04.2008, 15.04.2009, 30.12.2009 и16.12.2010 был продлен до проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок, организуемых сверх государственного заказа по вышеназванному маршруту, но не позднее 31.12.2011.
Таким образом, срок действия договора от 24.04.2007 N 50 обусловлен проведением открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа.
Министерством издан приказ о проведении открытого конкурса от 29.08.2012 N 02-03/21.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 N 96 "О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике" определено, что Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (в настоящий момент - Министерство) является организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
Срок действия договора от 24.04.2007 N 50 был обусловлен проведением открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, поэтому ответчиком объявлен и проведен открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, в том числе по автобусному маршруту N 545 "Юманзары - Чебоксары" лот N 12 согласно приказу Министерства от 29.08.2012 N 02-03/21 "О проведении открытого конкурса".
Согласно протоколу N 3 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе от 14.12.2013 подведены итоги конкурса по автобусному маршруту N 545 "Юманзары - Чебоксары", лот N 12 и конкурсной комиссией принято решение о признании конкурса по указанному лоту несостоявшимся в связи с тем, что по данному лоту не допущено ни одной заявки участников конкурса.
На момент проведения указанного открытого конкурса действовало постановление Кабинета Министров Чувашской Республики 15.04.2005 N 96 "О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике", которое не предусматривало при признании конкурса несостоявшимся, такое условие, как заключение краткосрочного договора с перевозчиком, ранее обслуживавшим данный регулярный автобусный маршрут.
ИП Сергеев А.В. 10.12.2012 обратился в Министерство с заявлением о заключении краткосрочного договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по автобусному маршруту N 545 "Юманзары - Чебоксары", организуемых сверх государственного заказа.
По состоянию на 24.12.2012 от других перевозчиков заявление о заключении краткосрочного договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по автобусному маршруту N 545 "Юманзары - Чебоксары", организуемых сверх государственного заказа, не поступало.
Министерство и ИП Сергеев А.В. заключили договор от 24.12.2012 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, сроком на шесть месяцев. Министерство 10.01.2013 уведомило ИП Сергеева А.В., ИП Осипова В.В., открытое акционерное общество "АвтоВАС" и открытое акционерное общество "Канашский автовокзал" о заключении с ИП Сергеевым А.В. договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по автобусному маршруту N 545 "Юманзары - Чебоксары".
В соответствии с приказом Министерства от 04.06.2013 N 02-03/45 "О проведении открытого конкурса" объявлен открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, в том числе повторно по автобусному маршруту N 545 "Юманзары - Чебоксары", лот N 3 в связи с истечением срока договора от 24.12.2012.
Согласно протоколу N 3 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа, по оценке и сопоставлению заявок от 31.07.2013 подведены итоги конкурса, по автобусному маршруту N 545 "Юманзары - Чебоксары", лот N 3 в связи с тем, что по данному лоту заявка ИП Сергеева А.В. оказалась единственной допущенной к участию в конкурсе, конкурная комиссия решила признать конкурс по данному лоту несостоявшимся с единственным допущенным участником конкурса ИП Сергеевым А.В.
По лоту N 3 на автобусный маршрут N 545 "Юманзары - Чебоксары" с ИП Сергеевым А.В. заключен договор от 20.08.2013 об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте сроком на 5 лет.
Посчитав, что нарушение Министерством пункта 4.5 Правил организации регулярных пассажирских перевозок повлекло образование на стороне Предпринимателей убытков в виде неполученных доходов от пассажирских перевозок автомобильным транспортом, последние обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
При предъявлении требования о возмещении упущенной выгоды потерпевшее лицо должно доказать размер доходов, которые оно не получило из-за нарушения права, вину ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств, а также причинную связь между действием (бездействием) ответчика и неполученными доходами.
В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон N 48) организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах осуществляется уполномоченным органом.
Перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом (часть 3 статьи 4 Закона N 48).
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи. При этом заключение договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком при наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 4 Закона N 48.
В части 5 статьи 4 Закона N 48 определено, что, в случае признания конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом несостоявшимся, заключение договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком.
С учетом названных норм суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что срок действия договора от 24.04.2007 N 50 с учетом дополнительных соглашений к нему истек 31.12.2011, Предпринимателями не подавалось заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах, пришли к обоснованному выводу об отсутствии факта нарушения прав и законных интересов истцов при заключении с ИП Сергеевым А.В. договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 545, заключенного по результатам указанного конкурса.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали Предпринимателя в удовлетворении исковых требований.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы заявителей, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводов судов и по существу направлены на переоценку исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.03.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А79-7263/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Осипова Василия Васильевича, Никитина Ивана Валерьевича и Григорьева Николая Петровича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 декабря 2014 г. N Ф01-4508/14 по делу N А79-7263/2013