Нижний Новгород |
|
08 декабря 2014 г. |
Дело N А17-2559/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от истца: Диановой О.А. (доверенность от 24.02.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - закрытого акционерного общества "СМАРТС-Иваново" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.06.2014, принятое судьей Чеботаревой И.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014, принятое судьями Немчаниновой М.В., Ольковой Т.М., Черных Л.И., по делу N А17-2559/2014
по иску Федерального агентства связи (ИНН: 7710549038, ОГРН: 1047796500311)
к закрытому акционерному обществу "СМАРТС-Иваново" (ИНН: 3702680786, ОГРН: 1126315004694)
о взыскании задолженности
и установил:
Федеральное агентство связи (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к закрытому акционерному обществу "СМАРТС-Иваново" (далее - ЗАО "СМАРТС-Иваново", Общество) о взыскании 1 006 785 рублей 96 копеек задолженности по обязательным платежам в резерв универсального обслуживания по состоянию на 15.04.2014.
Решением суда от 17.06.2014 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Агентство является ненадлежащим истцом по делу, поскольку не наделено полномочиями фискального органа, а также полномочиями по представлению интересов Российской Федерации при разрешении споров о принудительном взыскании обязательных платежей в доход государства. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 2-П взаимосвязанные положения пунктов 2 и 3 статьи 59 и статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Агентство в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является оператором сети общего пользования и осуществляет деятельность на основании лицензий N 109555 (телематические услуги связи), N 110958 (услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации), N 106877 (услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа), N 113122 (услуги связи по предоставлению каналов связи), N 105199 (услуги подвижной радиотелефонной связи), N 109554 (услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации) сроком действия с 02.09.2012 по 15.08.2018.
Согласно форме расчета базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за четвертый квартал 2013 года, представленной ЗАО "СМАРТС-Иваново" в Агентство, сумма отчислений, подлежащая уплате в резерв универсального обслуживания, составила 1 006 786 рублей.
Агентство 29.11.2013 направило Обществу уведомление, которым известило о наличии задолженности в сумме 1 393 870 рублей 38 копеек и необходимости ее уплатить в срок до 28.12.2013.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Агентства в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался статьями 2, 59 и 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Порядком предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденным приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 16.09.2008 N 41, и исходил из того, что доказательствами по делу подтверждается наличие у Общества задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, формируется резерв универсального обслуживания.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники (пункт 1 статьи 61 Закона N 126-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ базой для расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования предусмотрена в размере 1,2 процента от доходов от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования (пункт 3 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по утвержденной форме.
В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (пункт 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 243 "Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания" (далее - Правила N 243).
Согласно пункту 9 Правил N 243 мониторинг правильности и своевременности осуществления операторами связи обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв производится Федеральным агентством связи в порядке, устанавливаемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
При формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год отчисления операторов связи, которые оказывают услуги связи в сети связи общего пользования, в резерв и расходы средств резерва предусматриваются в доходах и расходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (пункт 5 Правил N 243).
В соответствии с пунктами 1 и 5.14 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2004 N 320, Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено, что Агентство является главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ответчик не произвел обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Размер обязательных платежей, подлежащих уплате, подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Агентство в пределах предоставленных ему полномочий обратилось в суд с иском о взыскании с Общества 1 006 785 рублей 96 копеек задолженности по обязательным платежам в резерв универсального обслуживания и удовлетворили исковое требование.
Довод Общества о несоответствии статей 59 и 60 Закона N 126-ФЗ Конституции Российской Федерации суд округа отклонил, поскольку Федеральным законом от 29.12.2006 N 245-ФЗ в статьи 59 и 60 Закона N 126-ФЗ внесены изменения, устранившие противоречия, выявленные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П, а именно, определены существенные элементы указанных неналоговых фискальных платежей: объект и база, размер ставки.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 2000 рублей относится на Общество.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.06.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по делу N А17-2559/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СМАРТС-Иваново" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на закрытое акционерное общество "СМАРТС-Иваново".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено, что Агентство является главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
...
Довод Общества о несоответствии статей 59 и 60 Закона N 126-ФЗ Конституции Российской Федерации суд округа отклонил, поскольку Федеральным законом от 29.12.2006 N 245-ФЗ в статьи 59 и 60 Закона N 126-ФЗ внесены изменения, устранившие противоречия, выявленные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П, а именно, определены существенные элементы указанных неналоговых фискальных платежей: объект и база, размер ставки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 декабря 2014 г. N Ф01-5246/14 по делу N А17-2559/2014