Нижний Новгород |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А39-6241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Пиксаевой Е.В. (доверенность от 08.12.2014),
от заинтересованного лица: Юськаева Р.К. (доверенность от 28.08.2014 N 108-д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Малый бизнес" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.03.2014, принятое судьей Савочкиным В.Н., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А., по делу N А39-6241/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Малый бизнес" (ИНН: 1328169779, ОГРН: 1021301116616)
о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель Роганов Евгений Алексеевич (ИНН: 132600343005, ОГРНИП: 304132626600010),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Малый бизнес" (далее - ООО "Малый Бизнес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск (далее - Администрация), изложенного в письме от 24.09.2013 N 6122-исх, об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на фасадах принадлежащего ему здания, расположенного по адресу: город Саранск, улица Бориса Хмельницкого, дом 33; об обязании Администрации выдать Обществу разрешение на установку указанных рекламных конструкций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Роганов Е.А.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Малый Бизнес" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять по делу новый акт.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционный суд в своем постановлении необоснованно пришел к выводу о нарушении Обществом указанными рекламными конструкциями внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа Саранск. По мнению Общества, письмо Института национальной культуры Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева от 04.02.2014 N 23-84 не может служить надлежащим доказательством данного нарушения, поскольку составлено ненадлежащими лицами и не содержит мотивировочной и исследовательской части.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.11.2003 серия 13 БА N 020961 ООО "Малый бизнес" принадлежит на праве собственности здание Дома бытовых услуг, расположенного по адресу: город Саранск, улица Бориса Хмельницкого, дом 33.
ООО "Малый бизнес" 11.09.2013 обратилось в Администрацию с заявлениями N 1226/4-15, 1227/4-15, 1228/4/15, 1229/4/15, 1230/4-15, 1231/4-15, 1232/4-15, 1233/4-15 о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в виде десяти настенных панно площадью: 180 кв. м, 19,5 кв. м (2 штуки), 6 кв. м, 282 кв. м, 138 кв. м, 72 кв. м (4 штуки), на принадлежащем ему здании.
Письмом от 24.09.2013 N 6122-исх Администрация уведомила Общество об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию указанных рекламных конструкций.
Общество, полагая, что решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 3, частями 1, 9, 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, не нарушает прав заявителя, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ относится к вопросам местного значения городского округа (статья 6, пункт 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 29.03.2007 N 339 утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций (далее - Правила), которыми установлены требования к размещению (установке, эксплуатации и демонтажу) рекламных конструкций на территории городского округа Саранск и определен порядок предоставления органами местного самоуправления городского округа Саранск, муниципальными организациями имущества для целей установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Пунктом 3 Правил установлено, что реализация единой городской политики в области наружной рекламы, художественного оформления города, градостроительное и архитектурно-художественное руководство размещением средств наружной рекламы, формирование единого городского рекламно-информационного пространства обеспечивает администрация городского округа Саранск.
Полномочия, предусмотренные частями 9 - 10, 12 - 15, 17, 18, пунктами 3, 4 части 20, частью 22 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, осуществляет администрация городского округа Саранск в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается администрацией городского округа Саранск по форме согласно приложению к настоящим Правилам (пункт 10 Правил).
В части 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ содержится перечень оснований, по которым орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Одним из таких оснований является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов (пункт 4 части 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 Правил размещение рекламных конструкций должно обеспечивать возможность содержания и уборки прилегающих территорий, а также соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки.
В целях формирования целостного архитектурно-художественного облика городского округа Саранск, упорядочения размещения рекламных конструкций, решением Совета депутатов городского округа Саранск от 30.08.2013 N 239 утверждена Концепция размещения наружной рекламы на территории городского округа Саранск согласно приложению (далее - Концепция).
В силу пункта 8 Концепции основными направлениями развития наружной рекламы на территории городского округа Саранск являются повышение качественного уровня рекламных конструкций; формирование единства визуального восприятия рекламного пространства городского округа Саранск посредством размещения рекламных конструкций единого стилевого решения на одном здании, сооружении или улице; системное и сбалансированное развитие наружной рекламы, предусматривающее концептуальный подход к размещению наружной рекламы.
Согласно пункту 9.1.1 Концепции внешний вид рекламных конструкций должен отвечать современным требованиям городского дизайна, не нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа Саранск. При этом при установке рекламных конструкций учитывается художественное восприятие, их размещение на определенном градостроительном фоне, панорама местности, архитектурные решения имеющихся и запланированных строений и сооружений, масштаб, высотные параметры.
Требования по сохранению внешнего архитектурного облика города вводятся с целью сохранения своеобразия сложившихся территорий города, исключения нарушения архитектурно-пространственного окружения, а также нанесения ущерба визуальным характеристикам городской среды при размещении объектов наружной рекламы и информации; сохранения архитектурно-художественной целостности и историко-культурной ценности фасадов города при размещении объектов наружной рекламы и информации; обеспечения упорядочения видов и мест размещения объектов наружной рекламы и информации в городе; повышения эффективности регулирования и контроля деятельности в сфере наружной рекламы и информации.
С целью упорядочения видов рекламных конструкций осуществлено разделение территории городского округа Саранск на зоны (пункт 11 Концепции).
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что спорные рекламные конструкции предполагались к размещению на фасаде здания Дома бытовых услуг, расположенного по адресу: город Саранск, улица Бориса Хмельницкого, дом 33.
Апелляционный суд установил, что данное здание в соответствии с пунктом 11.2 Концепции расположено в зоне-1 (центральной).
В силу пункта 11.8 Концепции к рекламным конструкциям, размещаемым в зоне-1 (центральной), применяются общие требования к рекламным конструкциям.
Оспариваемое решение Администрация обосновывает тем, что в результате размещения рекламных конструкций произойдет нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, учитывая художественное восприятие рекламных конструкций, их размещение на определенном градостроительном фоне, панораму местности, архитектурные решения имеющихся строений и сооружений, суды пришли к выводу, что установка спорных рекламных конструкций нарушит внешний архитектурный облик сложившейся застройки.
Общество доказательств обратного в суд не представило.
При указанных обстоятельствах вывод судов о том, что оспариваемое решение соответствовало действующему законодательству и не нарушало прав и законных интересов Общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, является правильным.
Таким образом, суды обоснованно отказали ООО "Малый бизнес" в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы касаются оценки представленных в дело доказательств и установленных судами обстоятельств и направлены на изменение данной оценки, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.03.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 по делу N А39-6241/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Малый бизнес" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Малый бизнес"
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Малый бизнес" 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 11.09.2014 N 241.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия, предусмотренные частями 9 - 10, 12 - 15, 17, 18, пунктами 3, 4 части 20, частью 22 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, осуществляет администрация городского округа Саранск в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
...
В части 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ содержится перечень оснований, по которым орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Одним из таких оснований является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов (пункт 4 части 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 декабря 2014 г. N Ф01-4918/14 по делу N А39-6241/2013