Нижний Новгород |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А82-13157/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от истца: Диановой О.А. (доверенность от 24.02.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ярославль-GSM" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2014, принятое судьей Никифоровой Л.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014, принятое судьями Тетерваком А.В., Малых Е.Г., Савельевым А.Б., по делу N А82-13157/2013
по иску Федерального агентства связи (ИНН: 7710549038, ОГРН: 1047796500311)
к закрытому акционерному обществу "Ярославль-GSM" (ИНН: 7610042413, ОГРН: 1027601597330)
о взыскании задолженности
и установил:
Федеральное агентство связи (далее - Россвязь, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Ярославль-GSM" (далее - ЗАО "Ярославль-GSM", Общество) о взыскании задолженности по обязательным платежам в резерв универсального обслуживания за период с третьего квартала 2010 года по второй квартал 2013 года в размере 4 400 351 рубля 41 копейки.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2014 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Россвязь является ненадлежащим истцом по делу, поскольку не наделена полномочиями на взыскание обязательных платежей, а также полномочиями по представлению интересов Российской Федерации при разрешении споров о принудительном взыскании обязательных платежей в доход государства.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Агентство в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Ярославль-GSM" является оператором сети общего пользования и осуществляет свою деятельность на основании лицензий от 12.03.2009 N 64623 и от 11.07.2012 N 99357.
Согласно представленным Обществом в Россвязь сведениям о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания сумма отчислений с третьего квартала 2010 года по второй квартал 2013 года составила 4 731 028 рублей 41 копейку.
Общество оплатило задолженность частично, в сумме 330 677 рублей.
Россвязь 27.08.2012 направила в адрес Общества уведомление N П33-1-72-7494, в котором сообщила о наличии задолженности по обязательным отчислениям и необходимости ее погашения.
ЗАО "Ярославль-GSM" в добровольном порядке задолженность не уплатило, что явилось основанием для обращения Россвязи в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 59, 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Порядком предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41, Арбитражный суд Ярославской области сделал вывод о наличии у ЗАО "Ярославль-GSM" задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания в заявленной сумме.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, формируется резерв универсального обслуживания.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники (пункт 1 статьи 61 Закона N 126-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ базой для расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования предусмотрена в размере 1,2 процента от доходов от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования (пункт 3 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по утвержденной форме.
В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (пункт 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 243 "Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания" (далее - Правила N 243).
Согласно пункту 9 Правил N 243 мониторинг правильности и своевременности осуществления операторами связи обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв производится Федеральным агентством связи в порядке, устанавливаемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
При формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год отчисления операторов связи, которые оказывают услуги связи в сети связи общего пользования, в резерв и расходы средств резерва предусматриваются в доходах и расходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (пункт 5 Правил N 243).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ответчик не произвел обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что наличие задолженности в заявленном истцом размере Обществом не оспорено, доказательств уплаты обязательных отчислений в материалы дела не представлено, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили требование Россвязи о взыскании с ЗАО "Ярославль-GSM" 4 400 351 рубля 41 копейки задолженности.
Довод заявителя жалобы о том, что Россвязь является ненадлежащим истцом, поскольку не наделена полномочиями на взыскание обязательных платежей, а также полномочиями по представлению интересов Российской Федерации при разрешении споров о принудительном взыскании обязательных платежей в доход государства, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно пунктам 1 и 5.14 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2004 N 320, Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
В соответствии с Федеральными законами от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Россвязь является главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Таким образом, Агентство имеет право обратиться в судебные органы о взыскании с операторов сети связи общего пользования обязательных отчислений в резерв.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 2 000 рублей относится на ЗАО "Ярославль- GSM".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 по делу N А82-13157/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ярославль-GSM" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на закрытое акционерное общество "Ярославль-GSM".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральными законами от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Россвязь является главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 декабря 2014 г. N Ф01-4772/14 по делу N А82-13157/2013