Нижний Новгород |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А79-559/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 19.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Чернышова Д.В.,
при участии представителя
от потребительского общества "Чувашский потребительский союз": Чаленко Н.М. (по доверенности от 09.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчиков - администрации города Чебоксары Чувашской Республики и муниципального казенного учреждения "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.06.2014, принятое судьей Цветковой С.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-559/20143
по заявлению потребительского общества "Чувашский потребительский союз" (ИНН: 2129074010, ОГРН: 1062128108536)
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037), муниципальному казенному учреждению "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (ИНН: 2127026941, ОГРН: 1052128170016)
о признании бездействия незаконным
и установил:
потребительское общество "Чувашский потребительский союз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация), выразившегося в непредставлении Обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 21:01:021101:67, площадью 71 643 квадратных метра, расположенного по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, Ишлейский проезд, 11, об обязании Администрации в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в собственность Обществу поименованного земельного участка по выкупной цене в размере 19 515 710 рублей 81 копейки и о направлении в адрес заявителя решения о предоставлении в собственность земельного участка и трех экземпляров проекта договора купли-продажи земельного участка.
Заявленные требования основаны на статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и мотивированы неправомерными действиями Администрации, выразившимися в бездействии по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 06.06.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014, пришел к выводу, что орган местного самоуправления до настоящего времени не принял решение по обращению заявителя, следовательно, подлежат удовлетворению требования о признании незаконными бездействия Администрации и возложении на нее обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка по цене, действовавшей до 01.07.2012.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация и муниципальное казенное учреждение "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее - Учреждение) обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, как незаконные, необоснованные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и принятые с нарушением норм материального права.
По мнению заявителей, Общество к заявлению на выкуп земельного участка не приложило полный перечень документов, необходимых для выкупа земельного участка, следовательно, у Администрации не имелось оснований для продажи земельного участка по цене, действовавшей до 01.07.2012.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы кассационной жалобы, представив отзыв на нее.
Заявители, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, поэтому в силу части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.06.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Общества и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании постановления Чебоксарской городской администрации от 12.03.1996 N 421 правопредшественнику заявителя - Чувашскому Республиканскому союзу потребительских обществ -предоставлен земельный участок, занятый Чебоксарской универбазой, общей площадью 73 836 квадратных метров, в том числе земельный участок площадью 71 979 квадратных метров, занимаемый складскими корпусами для производственной деятельности, в долгосрочную аренду сроком до 25 лет (до 2020 года) и земельный участок площадью 1857 квадратных метров, занимаемый территорией до красной линии квартала, в аренду сроком до пяти лет (до 2000 года) с оформлением и выдачей договора на аренду земли.
Общество 28.11.2008 и 11.06.2010 обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка площадью 71 643 квадратных метра с кадастровым номером 21:21:021101:67, расположенного по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, Ишлейский проезд, 11, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
По результатам рассмотрения обращения Общества от 28.11.2008 о выкупе земельного участка Администрацией (в лице заместителя председателя Горкомимущества) даны ответы о необходимости пересмотра границ испрашиваемого земельного участка с указанием охранной зоны линий электропередач, для чего предложено обратиться в организацию, осуществляющую кадастровые работы (письмо от 22.12.2009 N 039/з-3542); о необходимости доукомплектации дела N 2037 ПГС и представлении в муниципальное учреждение "Земельное управление" дополнительных документов (письмо от 09.07.2010 N 039/з-1521). Общество исполнинло перечисленные требования Администрации.
В соответствии с соглашением Администрации и Учреждения от 29.12.2012 N 7 о регулировании земельных отношений на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики Администрация делегировала Учреждению полномочия по регулированию земельных отношений на территории муниципального образования город Чебоксары.
В письме от 27.09.2013 N 6083 Учреждение сообщило Обществу, что продажная цена земельного участка подлежит определению в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 N 1287 "Об утверждении Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления", постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы землю" и от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики". Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.07.2012 N 322 внесены изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269, согласно которым изменен порядок определения продажной цены земельных участков после 01.07.2012 и в соответствии с ним продажная цена земельного участка с кадастровым номером 21:01:021101:67 составляет 139 397 934 рубля 39 копеек.
Сославшись на то, что бездействие Администрации, выраженное в непредоставлении в собственность земельного участка, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и приняв во внимание, что все необходимые документы имелись в материалах землеустроительного и земельного дел, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество обладало исключительным правом на приобретение в собственность спорного земельного участка и представило в Администрацию все необходимые документы для рассмотрения его заявлений (предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлениями о выкупе земельного участка), следовательно, у Администрации не имелось оснований для непринятия в установленный законом срок положительного решения о предоставлении в собственность земельного участка и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи по цене, действовавшей до 01.07.2012. Администрация не представила каких-либо доказательств невозможности предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка.
С учетом положений, содержащихся в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы землю" в редакциях, действовавших до 01.07.2012, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о необходимости определения цены спорного земельного участка на момент обращения Общества (май 2010 года).
В соответствии с требованиями статей 198, 200 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества и, руководствуясь требованиями части 5 статьи 201 АПК РФ, обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителей кассационных жалоб. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация и Учреждение освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.06.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу N А79-559/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики и муниципального казенного учреждения "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
...
С учетом положений, содержащихся в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 N 269 "О размерах платы землю" в редакциях, действовавших до 01.07.2012, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о необходимости определения цены спорного земельного участка на момент обращения Общества (май 2010 года)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 декабря 2014 г. N Ф01-5229/14 по делу N А79-559/2014