Нижний Новгород |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А31-1978/2011 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поморцевой А.В.,
при участии представителей:
от заявителя - Денисовой Т.В., доверенность от 17.11.2014,
от заинтересованного лица - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Проектно-инвестиционная компания" (ИНН: 4443025770, ОГРН: 1024400521166) о присуждении компенсации в сумме 81 038 рублей 72 копеек за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 11.04.2011 по делу N А31-1978/2011,
орган, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, - Финансовый отдел администрации Мантуровского муниципального района Костромской области,
заинтересованное лицо - муниципальное образование Мантуровский муниципальный район Костромской области (в лице Администрации Мантуровского муниципального района Костромской области (ИНН: 4417000843, ОГРН: 1024401637402))
и установил:
закрытое акционерное общество "Проектно-инвестиционная компания" (ИНН: 4443025770, ОГРН: 1024400521166, далее - ЗАО "ПИК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации в сумме 397 098 рублей 94 копейки за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 11.04.2011 по делу N А31-1978/2011 (далее - Решение).
К участию в деле в качестве органа, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, привлечен Финансовый отдел администрации Мантуровского муниципального района Костромской области (ИНН: 4404000645, ОГРН: 1024401633387), далее - Финансовый отдел). Кроме того, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено муниципальное образование Мантуровский муниципальный район Костромской области (в лице Администрации Мантуровского муниципального района Костромской области (ИНН: 4417000843, ОГРН: 1024401637402), далее - Администрация)). Финансовый отдел и Администрация отзывы не представили.
В резолютивной части Решения указано:
"Взыскать с Муниципального образования Мантуровский муниципальный район в лице Администрации Мантуровского муниципального района Костромской области (ОГРН 1024401637402) за счет казны муниципального образования в пользу Закрытого акционерного общества "Проектно-инвестиционная компания" (ОГРН 1024400521166, ИНН 4443025770) 1 240 000 руб. 00 коп. долга, а также 25 600 руб. судебных расходов".
Данный судебный акт не обжаловался, в целях его исполнения выдан исполнительный лист от 16.06.2011 (далее - Исполнительный лист).
С сопроводительным письмом от 28.07.2011 N 02/324 Исполнительный лист и Решение были направлены Обществом в Финансовый отдел и получены адресатом 01.08.2011, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Исходя из сведений, приведенных ЗАО "ПИК", по состоянию на 08.10.2014 по Решению выплачено 950 000 рублей (в том числе с 30 июня 2012 года по 25 декабря 2013 года - задолженность выплачивалась по соглашению, не представлявшемуся на утверждение суду). Администрация (Финансовый отдел) иных сведений не приводят, вследствие чего, на основании части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), данные обстоятельства считаются признанными.
Общество в заявлении утверждает, что неисполнение Решения порождает для него как коммерческой организации отрицательные последствия.
Рассмотрев материалы дела, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям и их учреждениям.
Кроме того, исходя из постановления Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) от 26.06.2008 по делу "Красев (Krasev) против Российской Федерации", если решение вынесено против государства, то именно оно, а не взыскатель, обязано проявить инициативу для исполнения этого решения.
С учетом части 2 статьи 222.8 АПК РФ при рассмотрении заявления о присуждении компенсации арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом в том числе таких обстоятельств, как:
- поведение заявителя и других участников арбитражного процесса;
- достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта;
- общая продолжительность неисполнения судебного акта.
В постановлении ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2) разъяснено, что сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок. Государственный орган также не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
В пункте 43 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
На основании изложенного суд пришел к выводам о том, что по состоянию на 23.07.2014, то есть на дату, на которую просит присудить компенсацию заявитель, общая продолжительность неисполнения Решения, с даты его вступления в силу (11.05.2011), составила 1169 дней (более трех лет и двух месяцев). Администрация (Финансовый отдел) по состоянию на 23.07.2014, то есть на дату, на которую просит присудить компенсацию заявитель, неправомерно не исполняют указанный судебный акт, начиная с 01.11.2011, то есть 995 дней (более двух лет и восьми месяцев). Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает, как не отвечающий критерию разумности.
Суд округа в материалах дела не усмотрел доказательств, свидетельствующих о достаточности и эффективности действий Администрации (Финансового отдела) по исполнению Решения.
Оценив указанные обстоятельства и иные материалы дела, суд считает установленным нарушение права Обществом на исполнение судебного акта в разумный срок, а требование о присуждении компенсации - правомерным.
Статья 2 Закона о компенсации устанавливает, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, с учетом практики Европейского Суда по правам человека при данных обстоятельствах является обоснованным присуждение компенсации, исчисляемой исходя из ставки рефинансирования (учетной ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на момент спорных правоотношений с невыплаченного по судебному решению долга (уменьшаемого в связи с частичными платежами, при их наличии).
Ставка рефинансирования ЦБ РФ в периоде неисполнения Решения, за который истребуется компенсация, составляла:
- с 03.05.2011 - 8,25 процентов годовых (указание ЦБ РФ от 29.04.2011 N 2618-У);
- с 26.12.2011 - 8 процентов годовых (указание ЦБ РФ от 23.12.2011 N 2758-У);
- с 14.09.2012 - 8,25 процента годовых (указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).
С учетом постановления Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы компенсации должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки, при определении ставки процентов - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
На основании изложенного, суд исчисляет компенсацию с 01.11.2011 по 23.07.2014 (дата, по которую просит присудить компенсацию заявитель) исходя из суммы долга, (уменьшаемой в связи с частичными выплатами, при их наличии).
Компенсация при данных условиях составит 268 227 рублей 51 копейку.
сумма долга |
уплачено |
от |
до |
дней |
ЦБ |
проценты |
1 255 600,00 |
10 000,00 |
01.11.2011 |
13.12.2011 |
42 |
8,25 |
11 919,60 |
1 245 600,00 |
|
13.12.2011 |
26.12.2011 |
13 |
8,25 |
3 660,02 |
1 245 600,00 |
10 000,00 |
26.12.2011 |
29.12.2011 |
3 |
8,00 |
819,02 |
1 235 600,00 |
|
29.12.2011 |
31.12.2011 |
2 |
8,00 |
541,63 |
1 235 600,00 |
30 000,00 |
31.12.2011 |
30.06.2012 |
182 |
8,00 |
49 153,92 |
1 205 600,00 |
|
30.06.2012 |
14.09.2012 |
76 |
8,00 |
20 027,45 |
1 205 600,00 |
|
14.09.2012 |
31.12.2012 |
108 |
8,25 |
29 349,44 |
1 205 600,00 |
15 000,00 |
31.12.2012 |
30.12.2013 |
364 |
8,25 |
99 189,50 |
1 190 600,00 |
10 000,00 |
30.12.2013 |
21.01.2014 |
22 |
8,25 |
5 920,38 |
1 180 600,00 |
875 000,00 |
21.01.2014 |
17.07.2014 |
177 |
8,25 |
47 232,09 |
305 600,00 |
|
17.07.2014 |
23.07.2014 |
6 |
8,25 |
414,44 |
|
950 000,00 |
|
|
995 |
|
268 227,51 |
Следовательно, требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, заявленное в сумме 81 038 рублей 72 копеек, подлежит удовлетворению.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в приведенном постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, увеличенной на 3 процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации.
Руководствуясь статьями 110, 167 и 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
РЕШИЛ:
заявленное требование удовлетворить.
Компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 11.04.2011 по делу N А31-1978/2011 присудить в размере 81 038 рублей 72 копеек.
Обязать Финансовый отдел администрации Мантуровского муниципального района Костромской области в трехмесячный срок со дня поступления на исполнение настоящего решения выплатить за счет средств местного бюджета муниципального образования Мантуровский муниципальный район Костромской области в пользу закрытого акционерного общества "Проектно-инвестиционная компания" (ИНН: 4443025770, ОГРН: 1024400521166) компенсацию в размере 81 038 рублей 72 копеек; проценты годовых от суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процента, с момента истечения указанного трехмесячного срока и до полной уплаты суммы компенсации; расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
Выплату произвести на расчетный счет закрытого акционерного общества "Проектно-инвестиционная компания" N 40702810400000000364 в банке общества с ограниченной ответственностью "Костромаселькомбанк", город Кострома, БИК N 043469720, корреспондентский счет N 30101810200000000720. Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Финансовый отдел администрации Мантуровского муниципального района Костромской области.
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Компенсация при данных условиях составит 268 227 рублей 51 копейку.
Следовательно, требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, заявленное в сумме 81 038 рублей 72 копеек, подлежит удовлетворению.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в приведенном постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, увеличенной на 3 процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации."
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 декабря 2014 г. N Ф01-5266/14 по делу N А31-1978/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2014 Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5266/14