Нижний Новгород |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А31-560/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации: Калиновой К.В. (доверенность от 17.06.2014 N 19-С)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации
в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2014,
принятое судьей Паниной С.Л., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014,
принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
по делу N А31-560/2014
по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице
администрации городского округа город Кострома Костромской области
(ИНН: 440112770, ОГРН: 1024400534619)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации -
Управления федерального казначейства по Костромской области
(ИНН: 4401013149, ОГРН: 1024400534872),
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
(ИНН: 7707780887, ОГРН: 1127746554320),
Министерства регионального развития Российской Федерации
(7707530333, ОГРН: 1047796791459)
о возмещении убытков,
третьи лица - Департамент финансов администрации Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области,
и установил:
муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации городского округа город Кострома Костромской области (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления федерального казначейства по Костромской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), Министерства регионального развития Российской Федерации о взыскании 527 039 рублей 25 копеек убытков, связанных с выплатой Шнитко Илье Витальевичу денежной компенсации в счет предоставления благоустроенного жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2014 иск удовлетворен: с Российской Федерации в лице Минстроя России в пользу Администрации взыскано 527 039 рублей 25 копеек убытков.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Минстрой России не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, указав на неправильное толкование норм права.
Ссылаясь на статью 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, заявитель жалобы считает, что в обязанности Минстроя России входит предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в установленном законом порядке, а компенсация расходов Администрации, связанных с приобретением жилого помещения, в его компетенцию не входит. Заявитель указывает, что в 2011-2014 годах Костромской области из федерального бюджета были выделены денежные средства на обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
Подробно позиция Минстроя России изложена в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержана его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно доводов Минстроя России; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Департамент финансов администрации Костромской области и Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 18.12.2014.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Шнитко И.В. является инвалидом детства по зрению (1 группа инвалидности), состоит на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, с 15.12.1997.
Согласно вступившему в законную силу решению Свердловского районного суда города Костромы от 01.02.2011 по делу N 2-440/11 Администрация обязана предоставить Шнитко И.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте города Костромы по норме предоставления жилого помещения в городе Костроме.
Определением Свердловского районного суда города Костромы от 21.03.2012, вступившим в законную силу, изменен способ исполнения решения суда от 01.02.2011, а именно: с Администрации в пользу Шнитко И.В. взыскано 527 039 рублей 25 копеек денежной компенсации для приобретения жилого помещения.
Во исполнение определения суда Администрация платежным поручением от 06.12.2012 N 1242 перечислила Шнитко И.В. 527 039 рублей 25 копеек.
Посчитав, что указанные затраты являются расходным обязательством Российской Федерации, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", учитывал позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Арбитражный суд Костромской области удовлетворил исковое требование. Суд пришел к выводу о том, что возмещение спорных расходов должно быть возложено на казну Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила).
В пункте 2 Правил установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Согласно пункту 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О указано, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Таким образом, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренной федеральным законодательством, осуществляемых из федерального бюджета.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Администрация исполнила обязанность по выплате Шнитко И.В. 527 039 рублей 25 копеек в целях компенсации расходов на приобретение жилого помещения.
Доказательства предоставления Костромской области или городу Костроме из федерального бюджета средств на компенсацию истцу произведенных затрат, связанных с выплатой денежных средств для приобретения жилого помещения инвалиду, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Администрации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.04.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу N А31-560/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О указано, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
...
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 декабря 2014 г. N Ф01-5402/14 по делу N А31-560/2014