Нижний Новгород |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А31-9629/2011 |
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поморцевой А.В.,
при участии представителей сторон:
от заявителя - Денисовой Т.В., доверенность от 17.11.2014,
от заинтересованного лица - Быстровой А.А., доверенность от 23.06.2014,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Проектно - изыскательский институт "Костромапроект" (ИНН: 4401016005, ОГРН: 1024400521090): о присуждении компенсации в сумме 110 825 рублей за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2012 по делу N А31-9629/2011, орган, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, - Финансовый отдел администрации Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН: 4427000112, ОГРН: 1024402634068),
заинтересованные лица - муниципальное образование "Судиславский муниципальный район Костромской области" (в лице Администрации Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН: 4427000137, ОГРН: 1024402635718))
и установил:
открытое акционерное общество "Проектно - изыскательский институт "Костромапроект" (ИНН: 4401016005, ОГРН: 1024400521090, далее - ОАО "Костромапроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации в сумме 110 825 рублей за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2012 по делу N А31-9629/2011 (далее - Решение).
К участию в деле в качестве органа, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, привлечен Финансовый отдел администрации Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН: 4427000112, ОГРН: 1024402634068, далее - Финансовый отдел). Кроме того, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено муниципальное образование "Судиславский муниципальный район Костромской области" (в лице Администрации Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН: 4427000137, ОГРН: 1024402635718, далее - Администрация)). Финансовый отдел и Администрация против заявленного требования возразили по основаниям, изложенным в отзывах от 12.12.2014 N 2783 и от 11.12.2014 N 394-ф, соответственно.
В резолютивной части Решения указано:
"Взыскать с Муниципального образования Судиславский муниципальный район Костромской области в лице Администрации Судиславского муниципального района Костромской области, п. Судиславль Костромской области, за счет казны в пользу открытого акционерного общества Проектно-изыскательский институт "Костромапроект", г. Кострома, 600 000 рублей задолженности, 15 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины".
Данный судебный акт не обжаловался, в целях его исполнения выдан исполнительный лист от 26.03.2012 (далее - Исполнительный лист).
С сопроводительным письмом от 30.03.2012 N 02/599 Исполнительный лист и Решение были направлены Обществом в Финансовый отдел и получены адресатом 04.04.2012, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Исходя из сведений, приведенных ОАО "Костромапроект", каких-либо выплат по состоянию на 30.09.2014 осуществлено не было. Администрация (Финансовый отдел) иных сведений не приводят, вследствие чего, на основании части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), данные обстоятельства считаются признанными.
Общество в заявлении утверждает, что неисполнение Решения порождает для него как коммерческой организации отрицательные последствия.
Рассмотрев материалы дела, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям и их учреждениям.
Кроме того, исходя из постановления Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) от 26.06.2008 по делу "Красев (Krasev) против Российской Федерации", если решение вынесено против государства, то именно оно, а не взыскатель, обязано проявить инициативу для исполнения этого решения.
С учетом части 2 статьи 222.8 АПК РФ при рассмотрении заявления о присуждении компенсации арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом в том числе таких обстоятельств, как:
- поведение заявителя и других участников арбитражного процесса;
- достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта;
- общая продолжительность неисполнения судебного акта.
В постановлении ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2) разъяснено, что сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок. Государственный орган также не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
В пункте 43 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
На основании изложенного суд пришел к выводам о том, что по состоянию на 30.09.2014, то есть на дату, на которую просит присудить компенсацию заявитель, общая продолжительность неисполнения Решения, с даты его вступления в силу (21.03.2012), составила 923 дня (более двух лет и шести месяцев). Администрация (Финансовый отдел) по состоянию на 30.09.2014, то есть на дату, на которую просит присудить компенсацию заявитель, неправомерно не исполняют указанный судебный акт, начиная с 04.07.2012, то есть 818 дней (более двух лет и двух месяцев). Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает, как не отвечающий критерию разумности.
Суд округа в материалах дела не усмотрел доказательств, свидетельствующих о достаточности и эффективности действий Администрации (Финансового отдела) по исполнению Решения.
Оценив указанные обстоятельства и иные материалы дела, суд считает установленным нарушение права Обществом на исполнение судебного акта в разумный срок, а требование о присуждении компенсации - правомерным.
Статья 2 Закона о компенсации устанавливает, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, с учетом практики Европейского Суда по правам человека при данных обстоятельствах является обоснованным присуждение компенсации, исчисляемой исходя из ставки рефинансирования (учетной ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на момент спорных правоотношений с невыплаченного по судебному решению долга (уменьшаемого в связи с частичными платежами, при их наличии).
Ставка рефинансирования ЦБ РФ в периоде неисполнения Решения, за который истребуется компенсация, составляла:
- с 26.12.2011 - 8 процентов годовых (указание ЦБ РФ от 23.12.2011 N 2758-У);
- с 14.09.2012 - 8,25 процента годовых (указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).
С учетом постановления Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы компенсации должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки, при определении ставки процентов - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
На основании изложенного, суд исчисляет компенсацию с 04.07.2012 по 30.09.2014 (дата, по которую просит присудить компенсацию заявитель) исходя из суммы долга, (уменьшаемой в связи с частичными выплатами, при их наличии).
Компенсация при данных условиях составит 113 336 рублей 78 копеек.
сумма долга |
уплачено |
от |
до |
дней |
ЦБ |
проценты |
615 000,00 |
|
04.07.2012 |
14.09.2012 |
72 |
8,00 |
9 678,69 |
615 000,00 |
|
14.09.2012 |
31.12.2012 |
108 |
8,25 |
14 971,72 |
615 000,00 |
|
31.12.2012 |
30.09.2014 |
638 |
8,25 |
88 686,37 |
|
0,00 |
|
|
818 |
|
113 336,78 |
Следовательно, требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, заявленное в сумме 110 825 рублей подлежит удовлетворению.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в приведенном постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, увеличенной на 3 процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации.
Руководствуясь статьями 110, 167 и 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
РЕШИЛ:
заявленное требование удовлетворить.
Компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2012 по делу N А31-9629/2011 присудить в размере 110 825 рублей.
Обязать Финансовый отдел администрации Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН: 4427000112, ОГРН: 1024402634068) в трехмесячный срок со дня поступления на исполнение настоящего решения выплатить за счет средств местного бюджета муниципального образования "Судиславский муниципальный район Костромской области" в пользу открытого акционерного общества "Проектно - изыскательский институт "Костромапроект" (ИНН: 4401016005, ОГРН: 1024400521090) компенсацию в размере 110 825 рублей; проценты годовых от суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процента, с момента истечения указанного трехмесячного срока и до полной уплаты суммы компенсации; расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
Выплату произвести на расчетный счет открытого акционерного общества "Проектно - изыскательский институт "Костромапроект" N 40702810100000000046 в банке ООО "Костромаселькомбанк", БИК N 043469720, корреспондентский счет N 30101810200000000720. Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Финансовый отдел администрации Судиславского муниципального района Костромской области.
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Компенсация при данных условиях составит 113 336 рублей 78 копеек.
Следовательно, требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, заявленное в сумме 110 825 рублей подлежит удовлетворению.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в приведенном постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, увеличенной на 3 процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации."
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 декабря 2014 г. N Ф01-5156/14 по делу N А31-9629/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2014 Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5156/14