Нижний Новгород |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А31-3151/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Кострома"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.07.2014,
принятое судьей Беляевой Т.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014,
принятое судьями Ольковой Т.М., Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г.,
по делу N А31-3151/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Кострома"
(ИНН: 4401051144, ОГРН: 1054408613632)
к управлению министерства внутренних дел России по Костромской области в лице межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления министерства внутренних дел России
по Костромской области
о признании незаконным решения об отказе в совершении регистрационных действий
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Кострома" (далее - Общество, ОАО "Кострома") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением (уточненным) к управлению министерства внутренних дел России по Костромской области в лице межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления министерства внутренних дел России по Костромской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным решения об отказе в совершении регистрационных действий с транспортным средством марки ГАЗ 330210, государственный регистрационный знак В 581 ВН 44 от 25.03.2014 и об обязании устранить препятствия к осуществлению ОАО "Кострома" права пользования законно принадлежащим транспортным средством и произвести регистрационное действие - изменить регистрационные данные транспортного средства ГАЗ 330210, государственный регистрационный знак В 581 ВН 44, внести изменения в регистрационные документы транспортного средства.
Решением суда от 15.07.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 решение оставлено без изменения.
ОАО "Кострома" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 35 Конституции Российской Федерации, статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Общество указывает, что оспариваемым отказом ему были созданы препятствия по пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Оспариваемый отказ на основании абзаца 2 пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила регистрации), является незаконным и нарушает права Общества, поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (в редакции от 21.03.2012 N 213) из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия, исключены узлы, агрегаты и детали грузовых автомобилей. По мнению заявителя жалобы, в соответствии с пунктом 2 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации замена номерных агрегатов (составных частей) на другие (аналогичные той же модели, марки и производителя), если при этом технические характеристики транспортного средства не изменяются, не влечет создания другого (иного) транспортного средства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество имеет на праве собственности грузовой бортовой автомобиль ГАЗ 330210, государственный регистрационный знак В581ВН44 (паспорт транспортного средства 44ЕЕ009329 и свидетельство о регистрации 44НУ644184).
ОАО "Кострома" (Покупатель) и общество с ограниченной ответственностью "СнабКомплектСервис" (Продавец) заключили договор от 11.02.2014 купли-продажи кузова модели 3302-10-5000011-63 для транспортного средства ГАЗ 330210 (402 дв.), год выпуска 2013, номер кузова 330200Е0746550.
В связи с этим, ОАО "Кострома" 25.03.2014 обратилось в административный орган с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменениями регистрационных данных, не связанных с изменением конструкции.
Согласно паспорту транспортного средства 44ЕЕ009329 автомобиль ГАЗ 330210, 1996 года выпуска, государственный регистрационный знак В 581 ВН 44, зарегистрирован за ОАО "Кострома" со следующими номерными агрегатами: идентификационный номер (VIN) XTH330210T1614679, шасси (рама) 1614679, кузов (кабина) - номера нет.
Согласно отметок на заявлении от 25.03.2014 по результатам осмотра сотрудником регистрационного подразделения ГИБДД, представленный на регистрацию автомобиль после замены кабины имеет следующее маркировочное обозначение: идентификационный номер (VIN) - нет номера, шасси (рама) нет номера, кузов (кабина) - 330200Е0746550.
Государственный инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области 25.03.2014 в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия с транспортным средством марки ГАЗ 330210, государственный регистрационный знак В 581 ВН 44, отказал на основании непредставления данных о сертификации автомобиля после произведенной замены кузова и уничтожения идентификационной маркировки автомобиля.
Общество не согласилось с решением административного органа от 25.03.2014 об отказе в совершении регистрационных действий и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о законности обжалуемого решения административного органа.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В силу пункта 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в частности, в связи с представлением транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенных на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; представлением транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; наличием запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Технического регламента подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации вносит в паспорт транспортного средства (далее - ПТС) номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в ПТС номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения эксплуатации транспортного средства.
Министерство внутренних дел Российской Федерации приказом от 07.12.2000 N 1240 утвердило Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Согласно указанным нормативным правовым актам базовым транспортным средством является сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения (пункт 3 Порядка), под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 2 Наставлений).
Как установили суды и подтверждается материалами дела, Общество произвело замену кузова транспортного средства ГАЗ 330210. В результате данной операции автомобиль утратил основные элемента базового транспортного средства: идентификационный номер (VIN) и номер шасси /рама/ и фактически получил другие технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что замена кузова транспортного средства не может рассматриваться только как изменение конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются такие его конструктивные особенности, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Замена кузова транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль ГАЗ 330210, 1996 года выпуска, государственный регистрационный знак В 581 ВН 44, идентификационный номер (VIN) XTH330210T1614679, поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правомерным отказ административного органа в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия в отношении спорного транспортного средства.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.07.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу N А31-3151/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кострома" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на статью 35 Конституции Российской Федерации, статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Общество указывает, что оспариваемым отказом ему были созданы препятствия по пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Оспариваемый отказ на основании абзаца 2 пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила регистрации), является незаконным и нарушает права Общества, поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (в редакции от 21.03.2012 N 213) из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия, исключены узлы, агрегаты и детали грузовых автомобилей. По мнению заявителя жалобы, в соответствии с пунктом 2 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации замена номерных агрегатов (составных частей) на другие (аналогичные той же модели, марки и производителя), если при этом технические характеристики транспортного средства не изменяются, не влечет создания другого (иного) транспортного средства.
...
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
...
Министерство внутренних дел Российской Федерации приказом от 07.12.2000 N 1240 утвердило Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2014 г. N Ф01-5551/14 по делу N А31-3151/2014