Нижний Новгород |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А31-1199/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Каширской Н.А.
при участии представителей
от истца: Чернова А.Ф. по доверенности от 23.12.2013 N 302/4,
от ответчика: Бабанова Д.Ю. по доверенности от 07.05.2014 N Д-КМ/27/13
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.06.2014, принятое судьей Трубниковой Е.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014, принятое судьями Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В., по делу N А31-1199/2014
по иску открытого акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Верхневолжский" (ИНН: 7704726225, ОГРН: 1097746264230)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная компания Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" (ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (ИНН: 4401050567, ОГРН: 1044408642629), открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (ИНН: 7704731218, ОГРН: 1097746448315),
о взыскании задолженности
и установил:
открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Верхневолжский" (далее - ОАО "Оборонэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная компания Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра", Компания) о взыскании 3 312 771 рубля 94 копеек задолженности за оказанные в августе - ноябре 2012 года услуги по передаче электроэнергии, 456 315 рублей 53 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 22.09.2012 по 06.05.2014.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 314, 395 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктах 14, 34 и 36 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и мотивированы ненадлежащим исполнением Компанией обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания" и открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.06.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суды пришли к выводу о доказанности факта оказания истцом услуг по передаче электроэнергии в спорный период, оплату за которые должен произвести ответчик; признали правомерным произведенный истцом расчет стоимости услуг по двухставочному тарифу; отклонили довод ответчика о применении при расчетах сторон в спорный период одноставочного тарифа.
При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 9, 307, 309, 310, 395, 424, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьями 21, 23, 23.1, 24 и 26 Закона об электроэнергетике;
- пунктами 2, 4, 8, 34, 36 и 42 Правил N 861;
- пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 06.06.2014 и постановление от 09.09.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы заявителя сводятся к оспариванию выводов судов о правомерности произведенного истцом расчета услуг по передаче электроэнергии по двухставочному тарифу. По мнению заявителя, суды не учли, что расчеты за услуги по передаче электрической энергии, оказанные истцом ответчику с августа по ноябрь 2012 года, должны осуществляться сторонами в порядке, установленном законодательством, действующим на момент осуществления расчетов; суды не приняли во внимание тот факт, что в пункте 81 Основ ценообразования N 1178 не предусмотрен иной порядок расчета за услуги по передаче электрической энергии в случае отсутствия соответствующих приборов учета как по одноставочному варианту тарифа; право выбора потребителем двухставочной цены (тарифа) возможно только в случае оборудования энергопринимающих устройств соответствующими приборами учета. С момента вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442), то есть с 12.06.2012 при расчетах с территориальными сетевыми организациями за услуги по передаче электрической энергии Общество при расчетах с территориальными сетевыми организациями не может использовать двухставочный вариант тарифа при отсутствии приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток. Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права, согласившись с использованием истцом в расчетах заявленной мощности.
Общество в отзыве просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд округа не нашел оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установили суды двух инстанций, истец и ответчик являются смежными сетевыми организациями.
Договор возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии стороны не заключили.
В отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности).
В спорный период Общество оказало для Компании услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается актами об оказании услуг по передаче электрической энергии, подписанными ответчиком с разногласиями.
В письме от 10.07.2012 Компания уведомила Общество о необходимости с 12.06.2012 осуществлять расчеты по одноставочному тарифу.
Оказанные услуги Компания оплатила частично в размере 8 972 443 рублей 83 копеек.
Неисполнение в полном объеме Компанией обязательства по оплате оказанных услуг по передаче электроэнергии в сумме 3 312 771 рубля 94 копеек явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами возникли разногласия по определению подлежащего применению при расчетах стоимости услуг по передаче электрической энергии варианта тарифа (одноставочный, двухставочный). Истец при расчетах стоимости оказанных услуг применил двухставочный тариф. По мнению ответчика, должен применяться одноставочный тариф.
При рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу коллегия судей исходила из следующего.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В силу пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 48 Правил N 861 тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации).
По общим правилам тарифное решение принимается до начала периода тарифного регулирования.
Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года (пункт 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации).
Из пункта 81 Основ ценообразования N 1178 (в редакции от 04.05.2012) следует, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочном и одноставочном. При этом потребители услуг вправе самостоятельно выбрать вариант тарифа путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений регулирующего органа об установлении соответствующих тарифов. Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 30.12.2011 N 11/505 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и филиалом открытого акционерного общества "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" на 2012 - 2014 годы" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2012 год. В примечании к приложению N 1 к постановлению указано о том, что тарифы применяются при оказании услуг сетевыми организациями для Компании.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 30.12.2011 N 11/507 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области, на 2012 год" установлены единые тарифы для применения при оплате услуг потребителями услуг. В приложении N 3 к постановлению указаны сетевые организации, чьи расходы учтены при установлении единых (котловых) тарифов, в том числе и истца.
В необходимой валовой выручке ответчика при формировании единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии учтены затраты истца, следовательно последний для ответчика является исполнителем услуг по передаче электрической энергии, а стоимость таких услуг определяется в соответствии с индивидуальными тарифами, установленными для взаиморасчетов постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 30.12.2011 N 11/505.
Из материалов дела следует, что тарифное решение принято 30.12.2011, письмо ответчик направил истцу 10.07.2012.
Таким образом, ответчик, как заказчик (потребитель) услуг не в срок, установленный упомянутыми нормами права (в течение одного месяца со дня официального опубликования решений регулирующего органа об установлении соответствующих тарифов), известил исполнителя о намерении рассчитываться по одноставочному тарифу.
Доказательств заключения сторонами соглашения об изменении варианта тарифа ответчик не представил.
Судами установлено и сторонами не оспаривалось, что для расчетов за услуги по передаче электрической энергии в предшествующий расчетный период регулирования (2011 год) сторонами определен двухставочный вариант тарифа.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о применении при расчетах сторон двухставочного тарифа.
Вопреки доводам заявителя, истец обосновал величину фактической мощности, использованной в расчете. Ответчик в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ее не оспорил.
Ссылка заявителя на то, что в связи с отсутствием у Общества приборов учета, позволяющих получить данные о потреблении электроэнергии по часам суток, и принятием абзаца 15 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 законодательством об электроэнергетике был установлен запрет выбора при расчетах сторон двухставочного тарифа при отсутствии указанных расчетных приборов, не принимается судом округа. Данные доводы основаны на неправильном толковании указанной нормы материального права, регламентирующей порядок перехода с одноставочного тарифа на двухставочный. Кроме того, абзац 15 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 содержит требования, предъявляемые к участникам рынка энергоснабжения при выборе варианта тарифа на предшествующий период регулирования. Периодом регулирования является очередной год. Спор у сторон возник за оказанные в 2012 году услуги. Абзац 15 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 вступил в силу в июне 2012 года и, следовательно, будет распространяться на отношения сторон при выборе варианта тарифа на период регулирования - с 2013 года. Более того, в абзаце 19 упомянутого пункта прямо предусмотрено, что в расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено соглашением сторон. В рассмотренном случае соглашение сторон отсутствует.
Таким образом, изменение редакции пункта 81 Основ ценообразования N 1178 не является основанием для изменения согласованного сторонами с начала 2012 года варианта тарифа.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности по изложенным мотивам.
Таким образом, обжалованные судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
При изложенных обстоятельствах суд округа не усмотрел оснований для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба Компании не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.06.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу N А31-1199/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В силу пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 48 Правил N 861 тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 декабря 2014 г. N Ф01-5458/14 по делу N А31-1199/2014