Нижний Новгород |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А82-17453/2013 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт Ярославль" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014, принятое судьями Чернигиной Т.В., Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М., по делу N А82-17453/2013 Арбитражного суда Ярославской области
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - в лице филиала "Ярэнерго" (ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498)
к обществу с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт Ярославль" (ИНН: 7604239838, ОГРН: 1137604003514)
о взыскании задолженности
и установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт Ярославль" (далее - ООО "Русэнергосбыт Ярославль", сбытовая организация). Предметом иска явилось требование о взыскании 182 705 рублей 91 копейки задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных в сентябре - октябре 2013 года по договору от 01.07.2013 N 40715376.
Иск основан на статьях 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован ненадлежащим исполнением сбытовой организацией обязанности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 31.05.2014 отказал в удовлетворении иска, поскольку применение истцом для расчетов с ответчиком ставки на содержание сетей, установленной в составе двухставочного тарифа, нарушает права и законные интересы ответчика который выбрал для расчетов одноставочный вариант тарифа.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.09.2014 отменил решение суда первой инстанции, сделав выводы о доказанности истцом факта оказания ответчику услуг по передаче электрической энергии, неправильности произведенного ответчиком расчета стоимости услуг, выполненного исходя из одноставочного тарифа за минусом ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии двухставочного тарифа и отсутствия доказательств оплаты, оказанных услуг, со стороны ответчика.
При принятии судебного акта апелляционный суд руководствовался:
- пунктами 1 и 4 статьи 23.1, статьей 24, пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике);
- пунктами 4, 5 и 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861);
- пунктом 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (Методические указания);
- пунктом 81 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Не согласившись с постановлением от 08.09.2014, сбытовая организация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции от 31.05.2014.
Заявитель жалобы оспаривает вывод суда апелляционной инстанции о том, что в рассматриваемом деле сбытовая организация ограничена в праве выбора варианта тарифа (одноставочного или двухставочного) для расчетов за оказанные услуги. По его мнению, такое право потребителя услуг по передаче электрической энергии предусмотрено в абзацах 15 и 16 пункта 81 Основ ценообразования и в пункте 1.1 приложения N 1 к договору от 01.07.2013 N 40715376. Ответчик воспользовался принадлежащим ему правом, получив от своего потребителя ОАО "Яргорэлектротранс" уведомление о выборе одноставочного тарифа, и направил в адрес истца уведомление о выборе одноставочного варианта тарифа на 2013 год в отношении энергопринимающих устройств потребителя ОАО "Яргорэлектротранс". Ставка на оплату технологического расхода (потерь) является единой как в составе одноставочного, так и в составе двухставочного тарифа, поэтому применение ставки на содержание сетей, учтенной в одноставочном тарифе, не противоречит и в полной мере соответствует пункту 81 Основ ценообразования.
В отзыве сетевая организация просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд округа не нашел оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Русэнергосбыт Ярославль" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" (исполнитель) подписали договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.07.2013 N 40715376, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и ТСО на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя.
Согласно пункту 3.2.9 договора заказчик обязуется в течение трех рабочих дней с момента получения акта об оказании услуг по передаче электрической энергии от исполнителя рассмотреть его, при отсутствии претензий подписать представленный акт и направить его исполнителю по факсу или по электронной почте, с одновременным направлением оригинала акта способом, позволяющим подтвердить его получение адресатом. При возникновении у заказчика претензий к качеству и объему оказанных услуг заказчик обязан с актом, подписанным в неоспариваемой части, направить претензию. В случае непредставления в указанный срок оформленного акта со стороны заказчика услуга считается принятой заказчиком в полном объеме.
Расчеты за оказанные услуги производятся по единым (котловым) тарифам, установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Ярославской области пункт 6.1 договора).
Со стороны ответчика договор подписан с указанием на наличие протокола разногласий от 19.07.2013. В дальнейшем разногласия сторон по договору урегулированы протоколом согласования разногласий от 26.07.2013 и протоколом разногласий от 13.09.2013 N 2.
В письме N 76/13/33 ответчик уведомил истца о выборе потребителем (ОАО "Яргорэлектротранс") на 2013 год одноставочного тарифа на услугу по передаче электрической энергии в рамках исполнения договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.07.2013 N 40715376. Письмо получено истцом 08.08.2013.
Акты об оказании услуг в сентябре - октябре 2013 года N 76/40715376/092013 и 76/40715376/102013 ответчик подписал с разногласиями. Оспариваемая стоимость услуг составила в сентябре - 112 156 рублей 81 копейку, в октябре - 70 549 рублей 10 копеек.
Между сторонами отсутствовали разногласия по объему поставленной электрической энергии. Разница в стоимости оказанных для Сбытовой организации услуг образовалась в связи с расчетом ответчиком стоимости услуг по передаче электроэнергии, оказанных в интересах ОАО "Яргорэлектротранс", исходя из установленного регулирующим органом одноставочного тарифа, за вычетом из него ставки на оплату технологического расхода (потерь) в сетях, являющейся частью установленного регулирующим органом двухставочного тарифа.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных ему в сентябре-октябре 2013 года услуг по передаче электрической энергии, явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Законом об электроэнергетике.
Из пункта 2 статьи 26 названного закона следует, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике (ред. от 30.12.2012) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В пункте 63 Основ ценообразования, также предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, согласно приложению N 3.
Указанные нормы законодательства императивно устанавливают, что при оплате услуг по передаче электроэнергии должны применяться только цены (тарифы), установленные уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с требованиями методических указаний, утвержденных Федеральной службой по тарифам.
В пункте 55 Методических указаний, разработанных в соответствии с Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования предусмотрены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, которые должны учитываться регулирующим органом при утверждении тарифов.
Так, согласно указанному пункту Методический указаний, для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии. В случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в решении от 10.02.2011 по делу N ВАС-14764/10 указал, что из пункта 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом, обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Закона об электроэнергетике.
При этом опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
На основании изложенного опосредованно присоединенный к сетям сетевых компаний потребитель, оплачивая только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии (в части ставки за содержание сетей), не должен оплачивать услуги по передаче электрической энергии в части ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии.
В соответствии с абзацем 1 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в спорный период) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей: расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией. При расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации (абзац 2 пункта 81 Основ ценообразования).
В Ярославской области органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, является Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - ДТЭиРТ Ярославской области).
Приказом ДТЭиРТ Ярославской области от 28.12.2012 N 204-п/ээ "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям на территории Ярославской области" утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям на территории Ярославской области на 2013 год с разбивкой на календарные периоды, согласно приложениям 1 и 2.
В приказе не предусмотрен одноставочный вариант тарифа для потребителей, чьи энергопринимающие устройства присоединены к сетям сетевых организаций через энергетические установки производителя электроэнергии: согласно примечанию к приложению 1 к приказу от 28.12.2012 N 204-п/ээ такие потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей; ставка за содержание электрических сетей установлена в пункте 2.2.1 приложения 1. К указанной категории потребителей относится ОАО "Яргорэлектротранс".
Применение произвольно рассчитанной величины, полученной путем вычитания из ставки одноставочного тарифа ставки на оплату технологических расходов (потерь) в электрических сетях двухставочного тарифа, является нарушением статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике и противоречит императивным указаниям, содержащимся в пункте 55 Методических указаний, в котором не предусмотрена такая последовательность определения цены.
С учетом изложенного требование истца о взыскании 182 705 рублей 91 копейки долга за сентябрь-октябрь 2013 года суд апелляционной инстанции удовлетворил обоснованно.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверены окружным судом и отклоняются, как основанные на неправильном толковании обстоятельств дела и норм материального права.
Доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, суд второй инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалованного судебного акта, судом округа не выявлено.
При изложенных обстоятельствах суд округа не усмотрел оснований для отмены принятого судом апелляционной инстанции судебного акта по приведенным доводам жалобы.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А82-17453/2013 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
Н.А. Каширская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в решении от 10.02.2011 по делу N ВАС-14764/10 указал, что из пункта 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом, обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Закона об электроэнергетике.
...
Применение произвольно рассчитанной величины, полученной путем вычитания из ставки одноставочного тарифа ставки на оплату технологических расходов (потерь) в электрических сетях двухставочного тарифа, является нарушением статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике и противоречит императивным указаниям, содержащимся в пункте 55 Методических указаний, в котором не предусмотрена такая последовательность определения цены."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 января 2015 г. N Ф01-5842/14 по делу N А82-17453/2013