Нижний Новгород |
|
05 февраля 2015 г. |
Дело N А43-7675/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Каракулькиной Е.В. (доверенность от 18.09.2014 N 52 АА 2007221),
от заинтересованного лица: Ражевой В.Э. (доверенность от 14.11.2014 N 210)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.07.2014, принятое судьей Леоновым А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., по делу N А43-7675/2014
по заявлению открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" (ИНН: 7705042179, ОГРН: 1027739362474)
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
и установил:
открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление) при проведении внеплановой выездной проверки.
Решением суда от 23.07.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ссылаясь на статьи 3, 5 и 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение N 322), Общество указывает, что Управление не наделено полномочиями по осуществлению контроля за страховыми организациями и страхового надзора. Кроме того, Управление провело проверку с грубыми нарушениями требований Федерального закона N 294-ФЗ (Общество не было своевременно уведомлено о проведении проверки).
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение гражданина (потребителя) Шоболова А.Б. о навязывании ему Обществом при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) дополнительной услуги по страхованию пассажиров и водителя от несчастных случаев.
В целях проверки поступившей информации Управление с 21.01 по 17.02.2014 провело внеплановую выездную проверку Общества на предмет соблюдения обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
В ходе проверки Управление установило в действиях Общества нарушение статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), что выразилось в навязывании потребителю при заключении договора ОСАГО заключения договора страхования от несчастного случая. Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.02.2014 N 10-506.
Общество посчитало, что Управление не наделено полномочиями по осуществлению надзорной деятельности в области страхования, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 40 Закона N 2300-1, статьями 9, 10, 20 Федерального закона N 294-ФЗ, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 701 (далее - Положение), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 2300-1 государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Управление является территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, в полномочия которого входит осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в том числе организация и проведение проверок соблюдения требований, установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (пункты 1, 4 Положение N 322, пункты 8.18, 8.18.1 Положения).
Учитывая возмездный характер договора страхования, цель его заключения, направленную на удовлетворение личной потребности гражданина в сохранении своего имущества, а также жизни и здоровья, суды правильно указали, что отношения сторон, вытекающих из договора страхования, регулируются также и законодательством о защите прав потребителей.
Таким образом, осуществление проверки деятельности страховой компании на предмет соблюдения обязательных требований, установленных законодательством о защите прав потребителей, относится к компетенции Управления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона N 2300-1 к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
Из подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля обращений граждан, права которых нарушены.
Из материалов дела видно, что в Управление поступила жалоба гражданина Шоболова А. Б. на действия Общества, выразившиеся в навязывании дополнительной услуги страхования от несчастного случаях при заключении договора ОСАГО.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей продавцу товаров (работ, услуг) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).
Следовательно, у Управления имелись основания для принятия решения о проведении проверки на предмет соблюдения Обществом законодательства о защите прав потребителей.
Проверку в отношении Общества Управление осуществило на основании распоряжения от 21.01.2014 N 10-506. Целью проверки, как следует из распоряжения, является соблюдение Обществом обязательных требований законов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, при рассмотрении обращения потребителя Шоболова А.Б. В качестве правовых оснований для проведения проверки Управление указало нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере защиты прав потребителей.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отклонили довод Общества об осуществлении Управлением страхового надзора.
Ссылка заявителя жалобы на грубое нарушение Управлением требований Федерального закона N 294-ФЗ, предъявляемых к организации и проведению проверки, во внимание не принимается.
Согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, которая проведена с грубым нарушением закона, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений закона приведен в части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ и является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае суды не установили нарушений со стороны Управления при проведении проверки, влекущих признание ее результатов недействительными.
Федеральным законом N 294-ФЗ не предусмотрено уведомление проверяемого о проведении внеплановой выездной проверки в случае нарушения прав потребителей, поэтому довод Общества о нарушении Управлением уведомительного порядка проведения проверок несостоятелен.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.07.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу N А43-7675/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" - без удовлетворения.
Возвратить открытому страховому акционерному обществу "Ингосстрах" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.11.2014 N 954118.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей продавцу товаров (работ, услуг) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).
...
Ссылка заявителя жалобы на грубое нарушение Управлением требований Федерального закона N 294-ФЗ, предъявляемых к организации и проведению проверки, во внимание не принимается.
Согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, которая проведена с грубым нарушением закона, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений закона приведен в части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ и является исчерпывающим.
...
Федеральным законом N 294-ФЗ не предусмотрено уведомление проверяемого о проведении внеплановой выездной проверки в случае нарушения прав потребителей, поэтому довод Общества о нарушении Управлением уведомительного порядка проведения проверок несостоятелен."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 февраля 2015 г. N Ф01-6114/14 по делу N А43-7675/2014