Нижний Новгород |
|
03 февраля 2015 г. |
Дело N А28-3588/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления охраны и использования животного мира Кировской области на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014, принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А28-3588/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элегия-плюс-К" (ИНН: 4345003680, ОГРН: 1034316514528)
о признании недействительным отказа Управления охраны и использования животного мира Кировской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Элегия-плюс-К" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления охраны и использования животного мира Кировской области (далее - Управление) в заключении охотхозяйственного соглашения, оформленного в виде письма от 19.03.2014 N 253-50-01-10, и возложении на Управление обязанности в целях восстановления нарушенного права Общества заключить с ним охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона согласно Примерной форме охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93, в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре от 01.04.2009 N 04-09/2Э на предоставление территорий (акваторий), необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статью 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ). На основании части 5 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ юридические лица при заключении охотхозяйственного соглашения обязаны единовременно вносить плату за заключение такого соглашения. Возможность рассрочки данного платежа или внесения ее после заключения соглашения законодательно не установлена.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 27.01.2015.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.10.2000 Обществу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира на площади 36 тысяч гектаров в Слободском районе Кировской области сроком действия 15.06.2025.
Управление и Общество (охотпользователь) заключили договор от 01.04.2009 N 04-09/2Э на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
В силу пункта 1.1 договора охотпользователю предоставляется для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, территория, акватория площадью 36 тысяч гектаров согласно постановлению правительства Кировской области от 28.07.2000 N 305. Картосхема и описание границ определены в приложении N 1 к договору.
Договор заключен на пять лет по 01.04.2014 и вступает в силу с момента его подписания сторонами (пункт 1.2 договора).
Согласно приложению N 1 к договору Обществу предоставлена территория, акватория площадью 36 тысяч гектаров в границах: северная - от северо-западного угла квартала 1 Казанского лесничества Озерницкого леспромхоза на восток по северным граням кварталов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 до северо-восточного угла квартала 12; восточная - от северо-восточного угла квартала 12 на юг по восточным граням кварталов 12, 27, 44, 61, 76, 91, 107, 122, 138, 156, 168, 178, 184, 191, 194 до реки Летка; юго-западная - от 194 квартала вверх по течению реки Летка до ее пересечения с границей Республики Коми и далее на север (по границе с Республикой Коми) по западным граням кварталов 139, 123, 198, 92, 77, 62, 45, 28, 13, 1 до северо-западного угла квартала 1.
Общество обратилось в Управление с заявлением (получено 30.01.2014) о заключении в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения данного соглашения на срок 49 лет в отношении предоставленных в пользование охотничьих угодий площадью 36 000 гектаров. Также Общество заявило ходатайство об отсрочке внесения единовременной платы за заключение охотхозяйственного соглашения до 2018 года равными суммами по 90 000 рублей в год с момента заключения соглашения.
Управление письмом от 05.02.2014 N 105-50-01-10 отказало в заключении охотхозяйственного соглашения, указав, что заявление Общества не соответствует установленной форме (отсутствуют описание границ и сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья). Кроме того, ходатайство об отсрочке платежа не подлежит удовлетворению, так как действующим законодательством процедура предоставления отсрочки платежа не предусмотрена.
Общество 20.02.2014 вновь обратилось в Управление с заявлением о заключении с в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ охотхозяйственного соглашения. Данное заявление содержало гарантии оплаты за заключение охотхозяйственного соглашения с рассрочкой до 2018 года.
Управление письмом от 19.03.2014 N 253-50-01-10 отказало Обществу в заключении охотхозяйственного соглашения, указав, что ходатайство об отсрочке платежа до 2018 года равными суммами по 90 000 рублей не подлежит удовлетворению, так как действующим законодательством процедура предоставления отсрочки не предусмотрена.
Общество не согласилось с отказом Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1 и 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 27 и 71 Федерального закона N 209-ФЗ, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что обжалуемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами и отменил решение суда. Суд апелляционной инстанции пришел к выводам, что заключение охотхозяйственного соглашения не обусловлено внесением единовременной платы, оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В частях 2 и 3 статьи 27 Федерального закона N 309-ФЗ предусмотрено, что по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 данного закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 данного закона.
На основании части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 данной статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 данной статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья.
В целях данной статьи ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений в случаях, предусмотренных частью 3 данной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что законодатель установил единовременную плату за заключение охотхозяйственного соглашения и порядок определения этой платы как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья и площади соответствующего охотничьего угодья и определил субъектов платежа - те юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ и которые решили реализовать право на заключение охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на заключение охотхозяйственного соглашения.
Заключение охотхозяйственного соглашения с обязательством внести плату за его заключение является правом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым они могут воспользоваться до истечения срока действия долгосрочных лицензий. После истечения срока действия лицензий субъекты платежа вправе отказаться от заключения соглашения и в этом случае могут участвовать в торгах на право его заключения на общих основаниях.
Материалы дела свидетельствуют, что право пользования животным миром возникло у Общества на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2000 до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ.
Следовательно, Общество вправе заключить охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре от 01.04.2009 N 04-09/2Э о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения соответствующего аукциона, но за единовременную плату, определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьих угодий и площади соответствующих охотничьих угодий. Возможность предоставления права заключить охотхозяйственное соглашение с условием рассрочки или отсрочки внесения платы за его заключение законодательно не установлена.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции ошибочно посчитал, что заключение охотхозяйственного соглашения не обусловлено внесением единовременной платы и ее невнесение не может являться основанием для отказа в заключении указанного соглашения, в том числе по мотиву отсутствия процедуры предоставления отсрочки, рассрочки платежа, в связи чем неправомерно признал оспариваемый отказ Управления незаконным.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Управления подлежит удовлетворению, постановление суда апелляционной инстанции - отмене, как принятое с нарушением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А28-3588/2014 отменить, решение Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2014 по данному делу оставить в силе.
Арбитражному суду Кировской области осуществить поворот исполнения постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А28-3588/2014.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Элегия-плюс-К" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из приведенных норм следует, что законодатель установил единовременную плату за заключение охотхозяйственного соглашения и порядок определения этой платы как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья и площади соответствующего охотничьего угодья и определил субъектов платежа - те юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ и которые решили реализовать право на заключение охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на заключение охотхозяйственного соглашения.
...
Материалы дела свидетельствуют, что право пользования животным миром возникло у Общества на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2000 до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 февраля 2015 г. N Ф01-5773/14 по делу N А28-3588/2014