Нижний Новгород |
|
16 февраля 2015 г. |
Дело N А82-206/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.02.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Ярэнерго" и открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2014, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А82-206/2014
по заявлениям открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Ярэнерго"(ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498) и открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" (ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о признании недействительными решения и предписаний
и установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Ярэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра", сетевая организация) и открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания" (далее - ОАО "ЯСК", гарантирующий поставщик) обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 19.12.2013 по делу N 03-03/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым каждый из заявителей был признан нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также вынесенных на основании данного решения предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий.
Решением суда от 08.07.2014 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным (в части) предписание Управления, выданное ОАО "МРСК Центра". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 решение оставлено без изменения.
ОАО "ЯСК" и ОАО "МРСК Центра" не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить данные акты.
По мнению ОАО "МРСК Центра", суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. ОАО "МРСК Центра" указывает, что арбитражный суд первой инстанции в решении дает свое толкование решению Управления и конкретизирует, в каких конкретно действиях сетевой организации усматривается ненадлежащее реагирование на обращение ОАО "ЯСК". Управление и суды не исследовали вопросы о качестве электроснабжения в деревне Ишманово о том, могло ли качество энергоснабжения потребителей быть связано с техническим состоянием ТП "Орленок"; договор купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии от 09.12.2011, заключенный с гарантирующим поставщиком, не содержит условий о том, что сетевая организация обязана провести мероприятия по измерению качества электрической энергии; гарантирующий поставщик не требовал от сетевой организации осуществления каких-либо действий по определению качества энергоснабжения, а просил произвести ряд мероприятий, направленных на улучшение энергоснабжения деревни Ишманово. Ссылки на нормативные акты, в соответствии с которыми по запросам сбытовой компании ОАО "МРСК Центра" должно было направить в адрес ОАО "ЯСК" открытую информацию о ненадлежащем качестве поставляемой электроэнергии потребителям, в решении суда отсутствуют. Сетевая организация считает: исходя из текста выданного ОАО "МРСК Центра" предписания ему следовало направить в адрес гарантирующего поставщика акт, оформленный в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поэтому абзац 2 данного предписания является недействительным. В решении управления не указано, каким образом действиями ОАО "МРСК Центра" на контрагентов были наложены неразумные ограничения или ставились необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
ОАО "ЯСК" считает, что суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. ОАО "ЯСК", как лицо не владеющее электрическими сетями, не могло самостоятельно устранить существующие несоответствия качества электроэнергии; ответственность за предоставление некачественной электроэнергии потребителям несет сетевая организация. Отсутствие дополнительных замеров со стороны ОАО "ЯСК" не влечет ущемление интересов граждан-потребителей; их непроведение не могло повлиять на изменение параметров качества электроэнергии, следовательно, рассмотренные антимонопольным органом действия (бездействие) гарантирующего поставщика не могли быть признаны злоупотреблением доминирующим положением. Управление в оспариваемом решении не вменяло ОАО "ЯСК" несоблюдение Правил N 354, поэтому вывод судов о том, что именно несоблюдение данной нормы является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является неверным.
Подробно позиция заявителей изложена в кассационных жалобах.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.12.2012 в Управление поступило обращение ОАО "ЯСК" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "МРСК Центра", выразившемся в ненадлежащем реагировании на обращения о выяснении причин некачественного энергоснабжения жилых домов в деревне Ишманово, и о принятии мер для восстановления надлежащего энергоснабжения.
В ходе комиссионного рассмотрения, возбужденного на основании данного заявления дела о нарушении антимонопольного законодательства N 03-03/10-13, Управление установило, что ОАО "ЯСК" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, целью деятельности которого является поставка электроэнергии потребителям на территории Ярославской области.
Для обеспечения передачи электрической энергии потребителям гарантирующий поставщик и сетевая организация заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2008 N ЯЭ-00/650-08, в соответствии с пунктом 3.3.1 которого сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть и (или) в сеть ТСО, от точек приема до точек поставки в пределах заявленной мощности, указанной в приложениях к договору (с учетом пропускной способности электрической сети), в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств с соблюдением величин аварийной и технологической брони. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).
Согласно пункту 3.3.10 названного договора сетевая организация должна осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями.
В пункте 8.2.2 данного договора предусмотрена ответственность сетевой организации за отклонение качества показателей электроэнергии сверх величин, установленных требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2.4 договора ОАО "ЯСК" обязано направлять в сетевую организацию жалобы и заявления потребителей либо запросы (письма и т.д.) государственных и иных уполномоченных органов по вопросам надежности и качества снабжения электрической энергией потребителей в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения гарантирующим поставщиком таких писем, а ОАО "МРСК Центра" согласно пункту 3.3.8 данного договора обязано самостоятельно или через ТСО в 15-дневный срок направлять ОАО "ЯСК" ответы на поступившие от заказчика жалобы и заявления потребителей по вопросам передачи электрической энергии.
Аналогичные положения содержатся в заключенном между теми же сторонами договоре купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии от 09.12.2011 N 7-40.
В ОАО "ЯСК" 27.09.2012 поступила коллективная жалоба жителей деревни Ишманово, подписанная в том числе Чиликовым С.Г., по поводу низкого напряжения в сети у всех жителей деревни с просьбой устранить неполадки.
Между ОАО "ЯСК" и жителями деревни Ишманово фактически существуют договорные отношения, открыты лицевые счета, в том числе имеется лицевой счет N 115010273 у Чиликова С.Г.
В связи с претензией жителей деревни Ишманово от 27.09.2012 ОАО "ЯСК" обратилось в ОАО "МРСК Центра" с письмом от 01.10.2012 N 03-1/3271 в котором просило в установленные пунктом 3.3.8 договора оказания услуг по передаче электрической энергии сроки сообщить о причинах отклонения качества электрической энергии, а также принять меры для восстановления надлежащего энергоснабжения и предотвращения подобных ситуаций в дальнейшей.
В письме от 01.10.2012 N 03-1/3271 гарантирующий поставщик проинформировал Чиликова С.Г. о направлении соответствующего запроса о причинах отклонения показателей качества электрической энергии в ОАО "МРСК Центра".
На обращение ОАО "ЯСК" сетевая организация в письме от 09.10.2012 N МРСК-ЯР/9-1/5459 сообщила, что электроснабжение деревни осуществляется от ВЛ-0,4 кВ N 1 ЗТП "П/л Орленок" ВЛ-10 кВ N 8 ПС 35/10 "Возрождение"; в 2011 году были проведены измерения ПКЭ в распределительных сетях; по результатам контрольных измерений для улучшения качества электрической энергии и бесперебойного электроснабжения жителей деревни Ишманово были разработаны технические мероприятия (перераспределение нагрузки по фазам, замена существующего провода на провод марки СИП ВЛ-0,38 кВ, замена опор); все мероприятия выполнены. Для более полного выяснения обстоятельств по вопросу отклонения качества электрической энергии проводилось повторное расследование, установлено, что неудовлетворительное качество электроэнергии в деревне Ишманово связано с заменой трансформатора 400 кВА на 25 кВА на ЗТП "П/л Орленок", находящейся на балансе ООО "Орленок". В адрес генерального директора ООО "Орленок" 01.10.2012 было направлено письмо (N МРСК-ЯР/РБ-1/634) с требованием о приведении в соответствие номинальной мощности трансформатора и выделенного объема мощности для потребления электроэнергии данным населенным пунктом согласно соглашению от 14.05.2010 N 41/637 о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок) ранее присоединенного юридического лица и сетевой организации (выделенная мощность для потребления электроэнергии населенным пунктом (деревня Ишманово) составляет 58 кВт).
Сотрудник сетевой организации в присутствии потребителя Насолодина (дом N 17 деревни Ишманово) 03.10.2012 составил акт измерения значений напряжений и нагрузок при первичной оценке состояния электросетевого оборудования при поступлении жалобы потребителя на качество поставляемой электроэнергии, в соответствии с которым уровень напряжения в РУ-0,4 кВ ТП "П/л Орленок" составляет 216-218 В, напряжение у потребителя на вводном автомате 220 В (в акте указано, что автомат есть), при нагрузке - 198 В. В примечании к акту указано, что в соответствии с ГОСТ 13109-97 нормально допустимое значение установившегося отклонения напряжения (для потребителя с номинальным напряжением 220 В) находится в диапазоне 209-231 В, предельно допустимое значение установившегося отклонения напряжения находится в диапазоне 198-242 В.
Сотрудник сетевой организации 04.10.2012 составил акт измерения значений напряжений и нагрузок при первичной оценке состояния электросетевого оборудования при поступлении жалобы потребителя на качество поставляемой электроэнергии, в соответствии с которым уровень напряжения в РУ-0,4 кВ ТП "П/л Орленок" составляет 220 В, измерение напряжения у потребителей не производилось.
ОАО "ЯСК" 18.10.2012 повторно обратилось в ОАО "МРСК Центра" (письмо N 03-1/3482), указав, что согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, составленному между ООО "Орленок" и ОАО "МРСК Центра", к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра" технологически присоединены жилые дома потребителей-граждан, проживающих в деревне Ишманово. Несмотря на наличие/отсутствие факта реконструкции ЗТП "П/л Орленок", согласно договору на оказание услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2008 N ЯЭ-00/650-08, ответственность за надежное электроснабжение граждан-потребителей деревни Ишманово возложена на "котлодержателя" на территории Ярославской области. ОАО "ЯСК" настаивало на надлежащем исполнении условий действующего договора и просило в кратчайшие сроки принять меры, направленные на недопущение отклонения напряжения в деревне Ишманово сверх установленных величин.
В письме от 18.10.2012 N 03-1/3483 ОАО "ЯСК" проинформировало Чиликова С.Г. о получении ответа ОАО "МРСК Центра" на запрос, приложив к письму копию ответа сетевой организации от 09.10.2012.
В письме от 15.11.2012 N МРСК-ЯР/РБ-1/862 ОАО "МРСК Центра" сообщило Чиликову С.Г. о том, что специалисты сетевой организации совместно с представителями ООО "Орленок" провели обследование на ЗТП 400 кВА "П/л Орленок", ревизию и перевод анцампфы ПБВ силового трансформатора из положения 3 в положение 5, в результате чего уровень напряжения на секции шин 0,4 кВ ЗТПП 400 кВА "П/л Орленок" стал составлять 220 В. В письме также указано, что в связи с протяженностью 1,2 км ВЛ-0,4 кВ на деревню Ишманово, наличием потерь напряжения на ВЛ-0,4кВ, отсутствием возможности регулирования напряжения на ЗТПП 400 кВА "П/л Орленок", а также в связи с наличием утвержденной инвестиционной программы на 2013 год принято решение включить в инвестиционную программу на 2014 год строительство новой ВЛ-10 кВ протяженностью 1,2 км с установкой новой ТП в деревне Ишманово.
ОАО "ЯСК" 26.11.2012 вновь обратилось в ОАО "МРСК Центра" (письмо N 03-1/3944), в котором указано на отсутствие ответа на письмо от 18.10.2012, а также отсутствие до настоящего времени решения вопроса поставки электроэнергии, соответствующей требованиям ГОСТ 13109-97; кроме того, сообщалось о том, что мероприятия по регулировке силового трансформатора ЗТПП 400 кВА "П/л Орленок" не привели к нормализации уровня напряжения; самостоятельные замеры напряжения в доме Чиликова С.Г. показывают, что уровень напряжения остается низким и не превышает 170 В. ОАО "ЯСК" требовало разработать и до 28.12.2012 осуществить мероприятия, направленные на устранение причин некачественной поставки электроэнергии в деревне Ишманово.
В письмах от 28.12.2012 N МРСК-ЯР/РБ-1/1134 и от 29.12.2012 N МРСК-ЯР/РБ-1/1139 сетевая организация указывала, что сотрудники филиала совместно с ООО "Орленок" провели обследование на ЗТП 400 кВА "П/л Орленок", ревизию и перевод анцампфы ПБВ силового трансформатора из положения 3 в положение 5, в результате чего уровень напряжения на секции шин 0,4 кВ ЗТПП 400 кВА "П/л Орленок" стал составлять 220 В. В письмах также указано, что в связи протяженностью 1,2 км ВЛ-0,4 кВ на д. Ишманово, наличием потерь напряжения на ВЛ-0,4кВ, отсутствием возможности регулирования напряжения на ЗТПП 400 кВА "П/л Орленок", а также в связи с наличием утвержденной инвестиционной программы на 2013 год принято решение включить в инвестиционную программу на 2014 год строительство новой ВЛ-10 кВ протяженностью 1,2 км с установкой новой ТП в деревне Ишманово. На январь 2013 год для улучшения качества напряжения электрической энергии запланирована (временно до установки новой ТП) установка вольт-добавочного трансформатора, закупка которого производится.
Сотрудник сетевой организации 14.02.2013 составил акт измерения значений напряжений и нагрузок при первичной оценке состояния электросетевого оборудования при поступлении жалобы потребителя на качество поставляемой электроэнергии, в соответствии с которым уровень напряжения в РУ-0,4 кВ ТП "П/л Орленок" составляет 220-224 В, у потребителя Носолодина (в акте указано, что вводного автомата нет), напряжение при нагрузке - 220 В.
Сотрудник сетевой организации 05.04.2013 составил акт измерения значений напряжений и нагрузок при первичной оценке состояния электросетевого оборудования при поступлении жалобы потребителя на качество поставляемой электроэнергии, в соответствии с которым уровень напряжения в РУ-0,4 кВ ТП "П/л Орленок" составляет 230-236 В, у потребителя (дом N 6) напряжение при нагрузке - 218 В.
ОАО "МРСК Центра" полагало, что значения напряжения находятся в предельно допустимом и в нормально допустимом диапазоне.
По результатам рассмотрения дела комиссия Управления пришла к выводу о том, что действия ОАО "ЯСК" по ненадлежащему реагированию на обращение жителей деревни Ишманово от 27.09.2012 о некачественном электроснабжении жилых домов и действия ОАО "МРСК Центра", выразившиеся в ненадлежащем реагировании на обращения ОАО "ЯСК" (письма от 01.10.2012 N 03-1/3271, от 18.10.2012 N 03-1/3482, от 26.11.2012 N 03-1/3943) о некачественном электроснабжении жилых домов деревни Ишманово, ущемляют интересы жителей, в том числе Чиликова С.Г., и нарушают предусмотренный Законом о защите конкуренции антимонопольный запрет.
Управление приняло решение от 05.12.2013 (в полном объеме изготовлено 19.12.2013) по делу N 03-03/10-13, в соответствии с которым гарантирующий поставщик и сетевая организация были признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В адрес ОАО "ЯСК" и ОАО "МРСК Центра" были выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий.
Гарантирующему поставщику было предписано обеспечить проверку (самостоятельно либо совместно с ОАО "МРСК Центра") показателей качества электрической энергии в распределительных сетях потребителей деревни Ишманово (подписавших коллективную претензию в ОАО "ЯСК" от 27.09.2012), оформить результаты проверки актами о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в соответствии с требованиями Правил 354, принять меры по обеспечению качества поставляемой электрической энергии в отношении указанных потребителей деревни Ишманово, соответствующего техническим требованиям, при необходимости (при поставке ресурса ненадлежащего качества) произвести перерасчет платы за электрическую энергию указанным гражданам-потребителям деревни Ишманово.
Сетевой организации было предписано произвести измерение показателей качества электрической энергии в распределительных сетях потребителей деревни Ишманово (подписавших коллективную претензию в ОАО "ЯСК" от 27.09.2012), оформить результаты проверки актом о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в соответствии с требованиями Правил N 354; направить результаты измерений в ОАО "ЯСК"; при необходимости принять меры по устранению причин отклонения показателей качества электрической энергии при энергоснабжении жилых домов указанных граждан-потребителей электрической энергии деревни Ишманово.
ОАО "ЯСК" и ОАО "МРСК Центра" не согласились с решением и предписаниями Управления и обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами N 354, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично: признал недействительным выданное ОАО "МРСК Центра" предписание в части возложения на сетевую организацию обязанности по оформлению результатов проверки актом о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в соответствии с требованиями Правил N 354. В удовлетворении остальной части требований суд отказал, так как пришел к выводу о правомерности принятых антимонопольным органом решения и предписаний в этой части.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Приказом Управления от 26.12.2006 N 87 ОАО "ЯСК" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов в географических границах Ярославской области по виду деятельности "торговля электрической энергией" с долей на рынке более 65 процентов.
Кроме того, приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 07.12.2007 N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО "ЯСК" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "ЯСК" занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче электрической энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий, регулируемой государством.
ОАО "МРСК Центра" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим ему сетям, в том числе в пределах Ярославской области, следовательно, данное общество правомерно признано антимонопольным органом и судами занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по присоединенным сетям в пределах Ярославской области.
Таким образом, ОАО "МРСК Центра" и ОАО "ЯСК" при осуществлении деятельности, связанной с продажей и передачей электрической энергии, обязаны соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В пункте 7 Основных положений N 442 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что во избежание нарушения прав граждан ОАО "ЯСК" и ОАО "МРСК Центра" при исполнении своих обязанностей должны были руководствоваться Правилами N 354.
В то же время в силу пункта 9 Основных положений N 442 именно гарантирующий поставщик обязан надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках, сетевыми организациями, системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
В пункте 30 Основных положений N 442 предусмотрено, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Из буквального толкования данных положений следует, что гарантирующий поставщик отвечает за качество электрической энергии в пределах своей ответственности, то есть и в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
В связи с этим суды обоснованно отклонили довод гарантирующего поставщика о неправомерности вменения ему нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на отсутствие у него возможности обеспечить качественное энергоснабжение потребителей при существующих параметрах и характеристиках эксплуатируемого сетевой организацией оборудования.
Гарантирующий поставщик несет ответственность за режим и качество подачи электрической энергии, на него возложена обязанность по урегулированию отношений по передаче электроэнергии в адрес граждан-потребителей с иными лицами. Механизм устранения несоответствия качества электрической энергии от его выявления до устранения в заключенных между ОАО "ЯСК" и ОАО "МРСК Центра" договорах не определен.
В Правилах N 354 предусмотрен порядок действий ресурсоснабжающей организации как исполнителя коммунальных услуг при поступлении к нему жалоб на ненадлежащее качество поставляемой электроэнергии. Согласно положениям раздела X данных правил гарантирующий поставщик обязан был самостоятельно или через представителя составить необходимые акты проверки, зафиксировать дату и время начала предоставления услуги ненадлежащего качества, момент возобновления поставки ресурса надлежащего качества. Однако в рассмотренном случае ОАО "ЯСК" не исполнило указанные обязанности, какие-либо активные действия для обеспечения потребителей качественной коммунальной услугой не осуществляло, а ограничилось лишь направлением писем в адрес сетевой организации и жалобы в Управление на ее бездействие.
ОАО "ЯСК" указывает, что в оспариваемом решении Управления ему не вменялось несоблюдение порядка, установленного Правилами N 354. Между тем суды установили, что из содержания решения Управления, а также выданного ОАО "ЯСК" предписания, в соответствии с которым гарантирующему поставщику надлежало произвести действия и предпринять меры, поименованные в разделе X Правил N 354 (имеется ссылка на данный нормативный акт), следует, что именно неисполнение требований Правил N 354, направленных на обеспечение потребителей коммунальной услугой надлежащего качества, среди прочего было квалифицировано в качестве злоупотребления доминирующим положением. Рассмотренное бездействие ОАО "ЯСК", безусловно, создавало угрозу ущемления интересов граждан-потребителей, поскольку не были надлежащим образом зафиксированы существующие отклонения значений напряжения, периоды имеющихся отклонений, не предпринимались действенные меры для возобновления качественного энергоснабжения, исключена возможность в полном объеме произвести перерасчет платы за электрическую энергию, что в совокупности с изложенным исключает обоснованность доводов ОАО "ЯСК" об отсутствии в его действиях состава вмененного ему нарушения антимонопольного законодательства.
Из содержания решения и предписания антимонопольного органа, приведенных в них ссылок на нормативные акты и положения заключенных с гарантирующим поставщиком договоров следует, что в качестве противоправного бездействия Управление квалифицировало непроведение сетевой организацией проверки качества электроэнергии по жалобе жителей деревни Ишманово и ненаправление в адрес ОАО "ЯСК" открытой информации о ненадлежащем качестве поставляемой потребителям электроэнергии.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, оценивая данные действия (бездействия) сетевой организации на предмет их соответствия действующему законодательству, суд первой инстанции не изменял существа вмененного нарушения и не подменял антимонопольный орган при установлении признаков нарушения, поскольку допущенные ОАО "МРСК Центра" нарушения тождественным образом изложены в оспариваемом решении Управления.
ОАО "МРСК Центра", являясь наряду с гарантирующим поставщиком лицом, ответственным за передачу потребителям качественной электроэнергии, обязано было надлежащим образом отреагировать на перенаправленное в его адрес обращение жителей деревни Ишманово, осуществить проверочные мероприятия и проинформировать об их результатах ОАО "ЯСК", принять меры для восстановления качественного энергоснабжения, что также закреплено в заключенных с гарантирующим поставщиком договорах купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии.
Действующим законодательством (ГОСТ 13109-97, ГОСТ Р 53333-2008) обязанность по осуществлению контроля качества передаваемой электрической энергии возложена на сетевую организацию.
Согласно пункту 3.3.10 договора от 25.12.2008 N ЯЭ-00/650-08 сетевая организация должна осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями. При этом в пункте 8.2.2 договора от 25.12.2008 N ЯЭ-00/650-08 предусмотрена ответственность сетевой организации за отклонение качества показателей электроэнергии сверх величин, установленных требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2.4 договора ОАО "ЯСК" обязано направлять в сетевую организацию жалобы и заявления потребителей либо запросы (письма и т.д.) государственных и иных уполномоченных органов по вопросам надежности и качества снабжения электрической энергией потребителей в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения гарантирующим поставщиком таких писем, а ОАО "МРСК Центра", согласно пункту 3.3.8 данного договора, обязано самостоятельно или через ТСО в 15-дневный срок направлять ОАО "ЯСК" ответы на поступившие от заказчика жалобы и заявления потребителей по вопросам передачи электрической энергии. Аналогичные положения содержатся в заключенном между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией договоре купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии от 09.12.2011 N 7-40.
Таким образом, получив из ОАО "ЯСК" обращение жителей деревни Ишманово, ОАО "МРСК Центра" обязано было проверить изложенные в нем факты. Вместе с тем сетевая организация не отреагировала надлежащим образом на письма ОАО "ЯСК" от 01.10.2012, 18.10.2012, 26.11.2012; замеры качества электроэнергии проведены только у двух жителей деревни, что при наличии коллективной жалобы, подписанной 20 потребителями, не позволяло использовать результаты таких измерений как основу для вывода о том, что уровень напряжения находится в нормально/предельно допустимом диапазоне. Таким образом, направленные в адрес ОАО "ЯСК" сведения не могли отвечать требованиям достоверности.
При таких обстоятельствах рассмотренные действия (бездействие) ОАО "ЯСК" и ОАО "МРСК Центра" правомерно квалифицированы в качестве нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды установили, что из второго абзаца оспариваемого предписания следует, что сетевой организации надлежало направить ОАО "ЯСК" результаты проведенных измерений, а не акт, оформленный в соответствии с Правилами N 354, поэтому довод ОАО "МРСК Центра" о недействительности второго абзац данного предписания является несостоятельными.
Доводы жалоб не опровергают выводов, сделанных судами, они по сути свидетельствуют не о нарушении судами норм права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, а о несогласии заявителей с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств, что не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы ОАО "МРСК Центра", относятся на сетевую организацию.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе гарантирующего поставщика в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на ОАО "ЯСК". Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ОАО "ЯСК" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу N А82-206/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Ярэнерго" и открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Ярэнерго", отнести на открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Ярэнерго".
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания", отнести на открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания".
Возвратить открытому акционерному обществу "Ярославская сбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.12.2014 N 9800.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.2.4 договора ОАО "ЯСК" обязано направлять в сетевую организацию жалобы и заявления потребителей либо запросы (письма и т.д.) государственных и иных уполномоченных органов по вопросам надежности и качества снабжения электрической энергией потребителей в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения гарантирующим поставщиком таких писем, а ОАО "МРСК Центра", согласно пункту 3.3.8 данного договора, обязано самостоятельно или через ТСО в 15-дневный срок направлять ОАО "ЯСК" ответы на поступившие от заказчика жалобы и заявления потребителей по вопросам передачи электрической энергии. Аналогичные положения содержатся в заключенном между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией договоре купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии от 09.12.2011 N 7-40.
Таким образом, получив из ОАО "ЯСК" обращение жителей деревни Ишманово, ОАО "МРСК Центра" обязано было проверить изложенные в нем факты. Вместе с тем сетевая организация не отреагировала надлежащим образом на письма ОАО "ЯСК" от 01.10.2012, 18.10.2012, 26.11.2012; замеры качества электроэнергии проведены только у двух жителей деревни, что при наличии коллективной жалобы, подписанной 20 потребителями, не позволяло использовать результаты таких измерений как основу для вывода о том, что уровень напряжения находится в нормально/предельно допустимом диапазоне. Таким образом, направленные в адрес ОАО "ЯСК" сведения не могли отвечать требованиям достоверности.
При таких обстоятельствах рассмотренные действия (бездействие) ОАО "ЯСК" и ОАО "МРСК Центра" правомерно квалифицированы в качестве нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 февраля 2015 г. N Ф01-6245/14 по делу N А82-206/2014