Нижний Новгород |
|
20 февраля 2015 г. |
Дело N А43-7265/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от открытого акционерного общества "Газпром": Карпенко П.А. (доверенность от 03.04.2014 N 01/04/04-166д), Сивова Д.В. (доверенность от 19.09.2013 N 01/0400-665д),
от открытого акционерного общества "Роснефтегаз": Оборкиной М.В. (доверенность от 25.12.2014 N ЛК-14/53/Д), Жильцовой Е.С. (доверенность от 25.12.2014 N ЛК-14/54Д),
от Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации: Гурылевой М.Е. (доверенность от 17.09.2014), Зурабова А.Л. (доверенность от 16.02.2015 N 4-25-1-4/5446)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.06.2014, принятое судьей Сандовой Е.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., по делу N А43-7265/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром" (ИНН: 7736050003; ОГРН: 1027700070518)
о признании недействительными предписаний Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 15.01.2014 N 32-14-БР-ОЧ-01/61 и от 20.01.2014 N 32-14-БР-ОЧ-01/130,
третье лицо - открытое акционерное общество "Роснефтегаз",
и установил:
открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными предписаний Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Банк, надзорный орган) от 15.01.2014 N 32-14-БР-ОЧ-01/61 и от 20.01.2014 N 32-14-БР-ОЧ-01/130.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Роснефтегаз" (далее - ОАО "Роснефтегаз").
Решением суда первой инстанции от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2014, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Газпром" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по настоящему делу.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статью 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах). По его мнению, приобретение крупного пакета акций и ненаправление публичной оферты акционерам при наличии предусмотренных законом ограничений для реализации прав акционера (блокирующий механизм) и в условиях фактического отсутствия возможности для смены контроля над обществом не может нарушать права иных акционеров, в связи с чем понуждение приобретателя акций к направлению публичной оферты, выраженной в форме предписания, налагает на последнего необоснованные обязанности. ОАО "Газпром" полагает, что Банк пропустил срок, установленный для вынесения спорных предписаний. Кроме того, проверка была проведена Банком с нарушением Административного регламента исполнителя Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н (далее - Административный регламент) без наличия обязательного разрешения на проведение проверки.
Ссылаясь на пункт 3 письма Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527, ОАО "Газпром" указывает, что после 01.09.2014 (вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") обязательное предложение о выкупе акций не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое стало непубличным акционерным обществом.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе, пояснении к ней и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Банк в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
ОАО "Роснефтегаз" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 12.02 до 17.02.2015.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.04.2013 по договору купли-продажи ОАО "Газпром" приобрело у ОАО "Роснефтегаз" акции ОАО "Нижегородоблгаз" в количестве 7 093 400 штук (25,5353 процента в уставном капитале эмитента).
На указанную дату акционером ОАО "Нижегородоблгаз", владеющим 13 740 700 обыкновенных акций эмитента (49,464699 процента голосующих акций эмитента), было ОАО "Газпром газораспределение".
Согласно спискам аффилированных лиц ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром газораспределение" (по состоянию на 30.06.2013 и на 30.09.2013), списку аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение" (по состоянию на 31.12.2013), размещенному в сети Интернет на сайтах http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=934&type=6 и http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=12592&type=6 соответственно, с 01.10.2004 ОАО "Газпром газораспределение" входило в одну группу лиц с ОАО "Газпром".
На основании списков аффилированных лиц (по состоянию на 30.06.2013, 30.09.2013, 31.12.2013) и размещенных в сети Интернет на сайте http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=12592&tvpe=6 уведомления о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента и прилагаемой к нему схемы описания взаимосвязей между ОАО "Газпром" и организациями, через которые ОАО "Газпром" осуществляет право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции ОАО "Нижегородоблгаз", представленным ОАО "Газпром" в Службу Банка России (N 32-13-3295 от 10.07.2013), ООО "Газпром межрегионгаз" владеет 99 процентами обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение".
Из схемы описания взаимосвязей между ОАО "Газпром" и организациями, через которые ОАО "Газпром" осуществляет право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции ОАО "Нижегородоблгаз", представленной ОАО "Газпром" с уведомлением о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента (вх. N 32-13-3295 от 10.07.2013), следует, что ОАО "Газпром" владеет 100 процентами акций ООО "Газпром межрегионгаз".
Следовательно, на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "Газпром" и ООО "Газпром межрегионгаз" входят в одну группу лиц.
ОАО "Газпром газораспределение" и ООО "Газпром межрегионгаз" на основании приведенной правовой нормы входят в одну группу лиц.
ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром газораспределение" входят в одну группу лиц согласно пункту 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Банк посчитал, что поскольку ОАО "Газпром газораспределение" совместно со своим аффилированным лицом, ОАО "Газпром", с 23.04.2013 приобрело право распоряжаться 74,99 процента голосующих акций эмитента, значит, с этой даты у ОАО "Газпром" возникла обязанность по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг эмитента, предусмотренная положениями пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Таким образом, ОАО "Газпром" в течение 35 дней со дня, следующего за днем приобретения акций эмитента (с 24.04.2013), и в срок, не позднее 28.05.2013 включительно, надлежало направить обязательное предложение о приобретении ценных бумаг Эмитента.
В связи с несовершением таких действий Служба Банка России направила в адрес ОАО "Газпром" предписание от 15.01.2014 N 32-14-БР-ОЧ-01/61 об устранении нарушения действующего законодательства.
Кроме того, 23.04.2013 ОАО "Газпром" приобрело у ОАО "Роснефтегаз" акции ОАО "Мордовгаз" в количестве 263 669 штук (33,897 процента голосующих акций или 25,5 процента в уставном капитале эмитента).
На указанную дату акционером ОАО "Мордовгаз", владеющим 319 713 обыкновенными акциями эмитента (41,1 процента голосующих акций эмитента), было ОАО "Газпром газораспределение".
Согласно спискам аффилированных лиц ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром газораспределение" (по состоянию на 30.06.2013 и 30.09.2013), списку аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение" (по состоянию на 31.12.2013) и размещенным в сети Интернет на сайтах http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=934&type=6 и http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=12592&type=6 соответственно, с 01.10.2004 ОАО "Газпром газораспределение" входит в одну группу лиц с ОАО "Газпром".
На основании списков аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение" (по состоянию на 30.06.2013, 30.09.2013, 31.12.2013) и размещенных в сети Интернет на сайте http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=12592&type=6 уведомления о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента и прилагаемой к нему схемы описания взаимосвязей между ОАО "Газпром" и организациями, через которых ОАО "Газпром" осуществляет право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции ОАО "Мордовгаз", представленным ОАО "Газпром" в Службу Банка России (вх. N 32-13-3295 от 10.07.2013), ООО "Газпром межрегионгаз" владеет 99 процентами обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение".
Из схемы описания взаимосвязей между ОАО "Газпром" и организациями, через которых ОАО "Газпром" осуществляет право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции ОАО "Мордовгаз", представленной ОАО "Газпром" с уведомлением о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента (вх. N 32-13-3295 от 10.07.2013), следует, что ОАО "Газпром" владеет 100 процентами акций ООО "Газпром межрегионгаз".
Следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "Газпром" и ООО "Газпром межрегионгаз" входят в одну группу лиц, и по этим же основаниям входят в одну группу лиц ОАО "Газпром газораспределение" и ООО "Газпром межрегионгаз".
Таким образом, ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром газораспределение" входят в одну группу лиц в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Исходя из изложенного ОАО "Газпром" совместно со своим аффилированным лицом, ОАО "Газпром газораспределение", с 23.04.2013 приобрело право распоряжаться 74,99 процента голосующих акций эмитента.
Во исполнение пунктов 1 и 7 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" ОАО "Газпром" обязано было направить в течение 35 дней со дня, следующего за днем приобретения акций эмитента (с 24.04.2013), и в срок не позднее 28.05.2013 включительно предложение о приобретении ценных бумаг эмитента.
В связи с неосуществлением такого действия Служба Банка России направила в адрес ОАО "Газпром" предписание от 20.01.2014 N 32-14-БР-ОЧ-01/130 об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.
Полагая, что предписания уполномоченного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 84.1, 84.2, 84.9, 93 Закона об акционерных обществах, Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания приняты уполномоченным органом, соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы ОАО "Газпром" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.
В пункте 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, разъяснено, что Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" с 01.09.2013 Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
Из пункта 4 статьи 49 указанного закона следует, что Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур.
Из приказа Службы Банка России по финансовым рынкам от 18.09.2013 N 13-10/пз "Об утверждении перечня территорий, на которых территориальные подразделения Службы Банка России по финансовым рынкам осуществляют деятельность" следует, что на территории Республики Мордовия и Нижегородской области деятельность осуществляло МУ СБР в ПФО (город Нижний Новгород).
В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29.11.2013 Служба Банка России по финансовым рынкам с 03.03.2014 упразднена. Полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков передаются иным структурным подразделениям Банка России.
10.01.2014 на заседании Совета директоров Банка России принято решение о преобразовании Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области в Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации (протокол от 10.01.2014 заседания N 1).
Во исполнение решения Совета директоров Банка России от 10.01.2014 N 1, а также в соответствии с приказом Банка России от 17.06.2014 N ОД-1420 "О создании Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации", приказом Банка России от 16.07.2014 N ОД-1791 "О мероприятиях по преобразованию Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области" преобразование Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области завершено 17.09.2014.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее - Административный регламент).
Административным регламентом определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальными органами, а также порядок взаимодействия Федеральной службы по финансовым рынкам с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
При исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется, в том числе, за приобретением (выкупом) акций открытых акционерных обществ, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона об акционерных обществах (пункт 5 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется, в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Закона об акционерных обществах (пункт 8 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры являются поступление в Федеральную службу по финансовым рынкам (региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Закона акционерных обществах, отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27 Административного регламента).
Основанием для начала процедуры исполнения государственной функции является выявление региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Законом об акционерных обществах.
В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в установленном пунктами 33 - 44 Административного регламента порядке (пункт 45 Административного регламента).
В соответствии с частью 1 статьи 81 Закона об акционерных обществах, сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями настоящей главы.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
- являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; в иных случаях, определенных уставом общества.
В пункте 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах определено, что лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Закона (то есть обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 настоящего Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения. Правила указанной статьи распространяются на приобретение доли акций открытого акционерного общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций. В этом случае установленные пунктом 6 этой статьи ограничения распространяются только на вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю (пункт 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах.
Из приведенных норм следует, что лицо, приобретшее более определенного количества акции открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязано направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций.
При этом из положений пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах следует, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
Иное толкование положений пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение существенной степени корпоративного контроля над открытым акционерным обществом как в том, так и в другом случае) у крупнейшего акционера наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром распределение", став после 23.04.2013 обладателями акций ОАО "Нижегородоблгаз" и ОАО "Мордовгаз" в количестве, превышающем 50 процентов общего количества голосующих акций каждого, были обязаны выполнить требование части 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и направить предложение о выкупе акций ОАО "Нижегородоблгаз" и ОАО "Мордовгаз" остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, о том, что оспариваемые предписания приняты уполномоченным органом, соответствовали нормам действующего законодательства и не нарушали права и законные интересы ОАО "Газпром" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно отказали заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии нарушения прав акционеров отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку неисполнение Обществом требований пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах само по себе нарушает права миноритарных акционеров. При этом наличие ограничений при реализации акционером прав по управлению обществом в случае ненаправления им публичной оферты, предусмотренных пунктом 6 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, не исключает исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций акционерного общества.
Вопрос об аффилированности ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" исследован судами на основании представленных в материалы доказательств (письма Федеральной антимонопольной службы России от 05.11.2013 N ИА/43674-ДСП/13, судебными актами по делу N А40-97919/2013, постановлением Службы Банка России по финансовым рынкам от 20.11.2013 о прекращении производства по делам об административных правонарушениях N 13-466/ап, 13-467/ап, 13-468/ап в отношении ОАО "Роснефтегаз", N 13-123/ПН, 13-124/пн, 13-125/пн в отношении ОАО "Газпром") и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
Ссылка Общества на то, что проверка была проведена Банком с нарушением Административного регламента, несостоятельна в силу следующего.
В силу статьи 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
В пункте 8.3.1 Положения о Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (протокол от 15.05.2014 N 14), установлено, что одной из функций названной Службы является направление предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (включая нормативные и иные акты Банка России) в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов.
На основании указа Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена с 01.09.2013 с передачей полномочий Банку России. До вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В соответствии с действовавшим на момент вынесения оспариваемых предписаний приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 21.05.2013 N 13-44/пз-н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции проведения проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, за исключением субъектов страхового дела, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов" (вступил в законную силу 10.10.2013, далее - приказ 13-44/пз-н) исполнение названной государственной функции включает в себя, в том числе, такую административную процедуру, как проведение проверки отдельных сведений в связи с поступлением в контролирующий орган обращения гражданина.
В пункте 3.10.4 приказа 13-44/пз-н определено, что по результатам проверок РО ФСФР России может быть принято, в том числе, решение о направлении проверяемой организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
При этом согласно пункту 3.10.6.1 приказа 13-44/пз-н предписание РО ФСФР России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации направляется лицу в целях прекращения и/или предотвращения в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Следовательно, в случае обнаружения по результатам проверки отдельных сведений нарушений законодательства Российской Федерации, РО ФСФР России обязано принять одно или несколько решений, предусмотренных пунктом 3.10.4 приказа 13-44/пз-н.
При этом срок, в течение которого по результатам проверки отдельных сведений должно быть вынесено предписание об устранении нарушений, действующим законодательством не установлен, в связи с чем довод ОАО "Газпром" о незаконности предписаний в связи с вынесением их за пределами возможного для вынесения срока, является несостоятельным.
Довод ОАО "Газпром" о том, что обязательное предложение о выкупе акций не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое стало непубличным акционерным обществом со ссылкой на пункт 3 письма Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
В связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 Кодекса в редакции Закона N 99-ФЗ).
По правилам пунктов 1 и 2 статьи 66.3 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.
Из пункта 3 письма Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что, начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах). Таким образом, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статуса публичного. Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса.
Из материалов дела видно, что спорные предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации вынесены до 01.09.2014, поэтому процедура, начатая в отношении ценных бумаг обществ, не прекращалась.
Кроме того, вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ОАО "Газпром" не представило доказательств того, что общества стали непубличными и что в их устав внесены соответствующие изменения.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ОАО "Газпром".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.06.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу N А43-7265/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Газпром".
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.10.2014 N 53647.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 3 письма Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что, начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах). Таким образом, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статуса публичного. Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2015 г. N Ф01-6313/14 по делу N А43-7265/2014