Нижний Новгород |
|
24 февраля 2015 г. |
Дело N А31-9696/2009 |
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поморцевой А.В.,
при участии представителей сторон:
от заявителя - Стародубцевой С.Н., доверенность от 12.01.2015 N 1,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт N 2" (ИНН: 4401069582, ОГРН: 1064401042265) о присуждении компенсации в сумме 398 943 рубля 03 копейки за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 01.03.2010 по делу N А31-9696/2009,
орган, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, - Финансовое управление администрации Буйского муниципального района Костромской области (ИНН: 4409001089, ОГРН: 1024401235869),
заинтересованное лицо - муниципальное образование "Буйский муниципальный район Костромской области" (в лице Администрации Буйского муниципального района Костромской области (ИНН: 4409002396, ОГРН: 1024401236133))
и установил:
общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт N 2" (ИНН: 4401069582, ОГРН: 1064401042265), далее - ЗАО "ПИ N2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации в сумме 398 943 рубля 03 копейки за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 01.03.2010 по делу N А31-9696/2009 (далее - Решение).
К участию в деле в качестве органа, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, привлечено Финансовое управление администрации Буйского муниципального района Костромской области (ИНН: 4409001089, ОГРН: 1024401235869), далее - Финансовое управление). Кроме того, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено муниципальное образование "Буйский муниципальный район Костромской области" (в лице Администрации Буйского муниципального района Костромской области (ИНН: 4409002396, ОГРН: 1024401236133), далее - Администрация)). Финансовое управление и Администрация против заявленных требований возразили.
В резолютивной части Решения указано:
"Взыскать с муниципального образования "Буйский муниципальный район Костромской области" за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт N 2", г. Кострома 1 096 585 рублей долга и 16 983 рубля 93 копейки расходов по уплате государственной пошлины".
Данный судебный акт не обжаловался, в целях его исполнения выдан исполнительный лист от 02.04.2010 (далее - Исполнительный лист).
С сопроводительным письмом от 13.04.2010 N 02/59 Исполнительный лист и Решение были направлены Обществом в Финансовое управление и получены адресатом 15.04.2010, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Исходя из сведений, приведенных ЗАО "ПИ N 2", по состоянию на 12.12.2014 по Решению выплачено 16 983 рубля 93 копейки. Администрация (Финансовое управление) иных сведений не приводят, вследствие чего, на основании части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), данные обстоятельства считаются признанными.
Общество в заявлении утверждает, что неисполнение Решения порождает для него как коммерческой организации отрицательные последствия.
Рассмотрев материалы дела, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям и их учреждениям.
Кроме того, исходя из постановления Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) от 26.06.2008 по делу "Красев (Krasev) против Российской Федерации", если решение вынесено против государства, то именно оно, а не взыскатель, обязано проявить инициативу для исполнения этого решения.
С учетом части 2 статьи 222.8 АПК РФ при рассмотрении заявления о присуждении компенсации арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом в том числе таких обстоятельств, как:
- поведение заявителя и других участников арбитражного процесса;
- достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта;
- общая продолжительность неисполнения судебного акта.
В постановлении ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2) разъяснено, что сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок. Государственный орган также не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
В пункте 43 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
На основании изложенного суд пришел к выводам о том, что по состоянию на 12.12.2014, то есть на дату, на которую просит присудить компенсацию заявитель, общая продолжительность неисполнения Решения, с даты его вступления в силу (01.04.2010), составила 1716 дней (более четырех лет и восьми месяцев). Администрация (Финансовое управление) по состоянию на 12.12.2014, то есть на дату, на которую просит присудить компенсацию заявитель, неправомерно не исполняют указанный судебный акт, начиная с 15.07.2010, то есть 1611 дней (более четырех лет и четырех месяцев). Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает, как не отвечающий критерию разумности.
Суд округа в материалах дела не усмотрел доказательств, свидетельствующих о достаточности и эффективности действий Администрации (Финансового управления) по исполнению Решения.
Оценив указанные обстоятельства и иные материалы дела, суд считает установленным нарушение права Обществом на исполнение судебного акта в разумный срок, а требование о присуждении компенсации - правомерным.
Статья 2 Закона о компенсации устанавливает, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, с учетом практики Европейского Суда по правам человека при данных обстоятельствах является обоснованным присуждение компенсации, исчисляемой исходя из ставки рефинансирования (учетной ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на момент спорных правоотношений с невыплаченного по судебному решению долга (уменьшаемого в связи с частичными платежами, при их наличии).
Ставка рефинансирования ЦБ РФ в периоде неисполнения Решения, за который истребуется компенсация, составляла:
- с 01.06.2010 - 7,75 процентов годовых (указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У);
- с 28.02.2011 - 8,0 процентов годовых (указание ЦБ РФ от 25.02.2011 N 2583-У);
- с 03.05.2011 - 8,25 процентов годовых (указание ЦБ РФ от 29.04.2011 N 2618-У);
- с 26.12.2011 - 8 процентов годовых (указание ЦБ РФ от 23.12.2011 N 2758-У);
- с 14.09.2012 - 8,25 процента годовых (указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).
С учетом постановления Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы компенсации должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки, при определении ставки процентов - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
На основании изложенного, суд исчисляет компенсацию с 15.07.2010 на 12.12.2014 (дата, по которую просит присудить компенсацию заявитель) исходя из суммы долга, (уменьшаемой в связи с частичными выплатами, при их наличии).
Компенсация при данных условиях составит 399 150 рублей 44 копейки.
сумма долга |
уплачено |
от |
до |
дней |
ЦБ |
проценты |
1 113 568,93 |
|
15.07.2010 |
28.02.2011 |
228 |
7,75 |
53 908,94 |
1 113 568,93 |
|
28.02.2011 |
03.05.2011 |
64 |
8,00 |
15 620,47 |
1 113 568,93 |
|
03.05.2011 |
26.12.2011 |
237 |
8,25 |
59 652,21 |
1 113 568,93 |
|
26.12.2011 |
31.12.2011 |
5 |
8,00 |
1 220,35 |
1 113 568,93 |
|
31.12.2011 |
14.09.2012 |
258 |
8,00 |
62 797,99 |
1 113 568,93 |
|
14.09.2012 |
31.12.2012 |
108 |
8,25 |
27 109,01 |
1 113 568,93 |
16 983,93 |
31.12.2012 |
12.11.2014 |
681 |
8,25 |
171 405,72 |
1 096 585,00 |
|
12.11.2014 |
12.12.2014 |
30 |
8,25 |
7 435,75 |
|
16 983,93 |
|
|
1611 |
|
399 150,44 |
Следовательно, требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, заявленное в сумме 398 943 рубля 03 копейки, подлежит удовлетворению.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в приведенном постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, увеличенной на 3 процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации.
Руководствуясь статьями 110, 167 и 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
РЕШИЛ:
заявленное требование удовлетворить.
Компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 01.03.2010 по делу N А31-9696/2009 присудить в размере 398 943 рубля 03 копейки.
Обязать Финансовое управление администрации Буйского муниципального района Костромской области (ИНН: 4409001089, ОГРН: 1024401235869) в трехмесячный срок со дня поступления на исполнение настоящего решения выплатить за счет средств местного бюджета муниципального образования "Буйский муниципальный район Костромской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт N 2" (ИНН: 4401069582, ОГРН: 1064401042265) компенсацию в размере 398 943 рубля 03 копейки; проценты годовых от суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процента, с момента истечения указанного трехмесячного срока и до полной уплаты суммы компенсации; расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
Выплату произвести на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт N 2" (ИНН: 4401069582, ОГРН: 1064401042265) N 40702810600000000915 в банке ООО "Костромаселькомбанк", БИК N 043469720, корреспондентский счет N 30101810200000000720. Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Финансовое управление администрации Буйского муниципального района Костромской области.
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Компенсация при данных условиях составит 399 150 рублей 44 копейки.
Следовательно, требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, заявленное в сумме 398 943 рубля 03 копейки, подлежит удовлетворению.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в приведенном постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику ЕСПЧ по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, увеличенной на 3 процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации."
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 февраля 2015 г. N Ф01-208/15 по делу N А31-9696/2009
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2015 Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-208/15