Нижний Новгород |
|
02 марта 2015 г. |
Дело N А29-201/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24.02.2015.
Полный текст постановления изготовлен 02.03.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Павлова В.Ю., Чернышова Д.В.
при участии представителей
от истца: Морозова Н.А. (доверенности от 24.12.2014 и 12.01.2015),
от ответчика: Лебедева Д.Ю. (доверенность от 21.01.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Комитета лесов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2014, принятое судьей Маклаковой С.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014, принятое судьями Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю., Щелокаевой Т.А., по делу N А29-201/2014
по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная Заготовительная Компания "Ожындор" (ИНН: 1112007454, ОГРН: 1121109000924)
о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки и о расторжении договора аренды лесного участка
и установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет лесов) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная Заготовительная Компания "Ожындор" (далее - ООО "ЛЗК "Ожындор", Общество) о взыскании 46 157 рублей 04 копеек задолженности по арендной плате с 15.02.2014 по 15.03.2014 и 12 171 рубля 55 копеек неустойки и о расторжении договора аренды лесного участка от 15.04.2008 N 37.
Исковые требования основаны на Гражданском кодексе Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению платы за пользование участком лесного фонда.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 23.07.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.10.2014, отказал в удовлетворении иска, поскольку установил факт внесения арендатором платы по договору в большем размере из-за ошибочного применения арендодателем разряда такс.
Не согласившись с данными судебными актами, Комитет лесов обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды неправильно истолковали часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, не приняли во внимание, что при заключении договора стороны согласовали цену договора и сделали ошибочный вывод об обязанности арендодателя произвести расчет арендной платы в соответствии с действующим законодательством.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми, представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; ответчик просил оставить обжалованные судебные акты без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав полномочного представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании протокола о результатах лесного конкурса от 12.12.2006 N 42-8 Федеральное государственное учреждение "Прилузский лесхоз" (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Велдория" (арендатор, ООО "Велдория") заключили договор аренды от 15.12.2006 N 37 участка лесного фонда площадью 8626 гектаров, расположенного в Матяшском лесничестве Прилузского района Республики Коми.
В целях приведения договорных отношений в соответствие с действующим законодательством Комитет лесов (арендодатель) и ООО "Велдория" (арендатор) заключили договор аренды от 15.04.2008 N 37 лесного участка площадью 8626 гектаров, расположенного в кварталах 19, 27 - 32, 42 и 43 Матяшского участкового лесничества, сроком на 8 лет. Объект найма передан арендатору по акту приема-передачи от 15.04.2008. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 03.06.2008.
Схема расположения лесного участка и его характеристика указаны в приложениях N 1 и 2 к договору, лесной участок передан арендатору для видов использования и в объемах согласно приложению N 3 (пункты 1.3 и 1.4 договора).
Годовая арендная плата, установленная в приложении N 4 к договору, подлежала изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов (пункты 3.1 - 3.3 договора).
В дополнительных соглашениях от 10.02.2009, 07.09.2009 и 15.12.2012 к договору аренды стороны уточнили площадь арендуемого участка (8614 гектаров) и наименование арендатора, коим стал правопреемник ООО "Велдория" - ООО "ЛЗК "Ожындор", установили с 2013 года повышающий коэффициент (1,2) к арендной плате, составившей на указанный год 1 384 711 рублей 20 копеек, и возможность расторжения договора по инициативе арендодателя в случае невнесения арендной платы по двум срокам. Дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.
Посчитав, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанности по оплате лесопользования на 15.02.2014 и 15.03.2014, Комитет лесов обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По общим правилам договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
В Федеральном законе от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлен особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем переоформления до 01.01.2009 ранее заключенных договоров на новые по заявлению лиц, использующих лесные участки, без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Арендная плата за лесные участки для случая, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов (аукционов) и не предписан федеральным законом, подлежит установлению согласно его требованиям соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Ставки платы за единицу площади лесного участка определяются в соответствии с постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 и дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра квартала до ближайшего пункта, откуда возможны погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом. При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
Суды обеих инстанций приняли во внимание расстояние от центра переданных в аренду лесных кварталов до ближайшего погрузочного пункта, откуда возможны погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом (станция Мураши Кировской области), составившее более 100 километров, и пришли к правомерному выводу о том, что при расчете размера арендной платы арендодатель должен был учесть расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием.
Проверив расчет суммы предъявленного ко взысканию долга, приняв во внимание средневзвешенный лесотаксовый разряд (4,33), размер внесенных арендатором и не оспоренных сторонами платежей, суды обеих инстанций установили наличие 1 326 483 рублей 46 копеек излишне уплаченных денежных средств, зачли их в счет платежей за спорный период, пришли к выводу об отсутствии на стороне ответчика заявленной задолженности и обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Пункт 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующий порядок изменения условий аукциона, не подлежал применению в рассмотренном случае, поскольку в данном случае спорный договор первоначально заключался на основании торгов в форме конкурса, а потому цена должна определяться с учетом действующих правовых актов.
В силу изложенного окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Комитета лесов не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А29-201/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Федеральном законе от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлен особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем переоформления до 01.01.2009 ранее заключенных договоров на новые по заявлению лиц, использующих лесные участки, без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
...
В части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
...
Пункт 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующий порядок изменения условий аукциона, не подлежал применению в рассмотренном случае, поскольку в данном случае спорный договор первоначально заключался на основании торгов в форме конкурса, а потому цена должна определяться с учетом действующих правовых актов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 марта 2015 г. N Ф01-63/15 по делу N А29-201/2014
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-63/15
24.02.2015 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-201/14
17.10.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7852/14
23.07.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-201/14