Нижний Новгород |
|
12 марта 2015 г. |
Дело N А11-1971/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2015.
Полный текст постановления изготовлен 12.03.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Кузьменко Лидии Ильиничны на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.08.2014, принятое судьей Поповой З.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014, принятое судьями Малышкиной Е.Л., Богуновой Е.А., Логиновой О.А., по делу N А11-1971/2014
по иску Кузьменко Лидии Ильиничны
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка и об обязании внести изменения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, администрация Владимирской области, администрация города Кольчугино Владимирской области, Кузьменко Евгений Юрьевич и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Владимирской области,
и установил:
Кузьменко Лидия Ильинична обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенного по адресу: Владимирская область, Кольчугинский район, г. Кольчугино, ул. Колхозная, д. 103, с разрешенным использованием: для застройки объектами сервисного назначения равной его рыночной стоимости в размере 4 161 000 рублей по состоянию на 01.01.2008 и об обязании внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка рыночную стоимость в размере 4 161 000 рублей.
Исковые требования основаны на статьях 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что установленная в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет нарушение прав истца, как собственника и плательщика земельного налога.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, администрация Владимирской области, администрация города Кольчугино Владимирской области (далее - Администрация), Кузьменко Евгений Юрьевич и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Владимирской области.
Сославшись на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации и на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, Арбитражный суд Владимирской области решением от 07.08.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014, отказал в удовлетворении заявленных требований. Обе судебные инстанции исходили из того, что при наличии установленной новой кадастровой стоимости земельного участка на более позднюю дату, а также при наличии решения суда об установлении кадастровой стоимости в виде рыночной определенной по состоянию на 01.01.2012 оснований для установления кадастровой стоимости виде рыночной по состоянию на 2008 год не имеется.
Не согласившись с решением и постановлением, Кузьменко Л.И. обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
По мнению заявителя, ответчик существенно нарушил права и законные интересы истца, так как на истца возложены обязанности по уплате повышенного земельного налога в результате установления необоснованно высокой кадастровой стоимости земельного участка, значительно превышающей его рыночную стоимость. Установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, обеспечит восстановление прав истца, как налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу представитель Администрации сослался на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайства ответчика и Администрации о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия их представителей.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из документов кассационного производства и установил суд, Кузьменко Л.И. принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 11 526 квадратных метров, с кадастровым номером 33:18:000000:18, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Кольчугино, ул. Колхозная, д. 103, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для застройки объектами сервисного назначения (свидетельство о государственной регистрации права от 07.09.2010 серии 33АЛ N 010718). Участок приобретен истцом по договору купли-продажи земельного участка от 16.08.2010, заключенному с муниципальным учреждением "Управление муниципальным имуществом Кольчугинского района".
С 24.12.2013 право собственности на участок зарегистрировано за Кузьменко Евгением Юрьевичем.
Постановлением губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов во Владимирской области, по состоянию на 01.01.2008. Стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18 составила 63 405 577 рублей 52 копейки (акт определения кадастровой стоимости от 28.05.2009 N 18/1276).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 05.05.2010 N 3318/202/10-332 также следует, что его кадастровая стоимость составляет 63 405 557 рублей 52 копейки.
Истцом проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18, которая, согласно отчету, выполненному индивидуальным предпринимателем Половинкиным Н.И., по состоянию на 01.01.2008 составляла 4 161 000 рублей.
Посчитав, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона N 135-ФЗ (в редакции Закона N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Суды установили, что постановлением губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов во Владимирской области, по состоянию на 01.01.2008. Стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18 составила 63 405 577 рублей 52 копейки (акт определения кадастровой стоимости от 28.05.2009 N 18/1276).
Постановлением Администрации от 09.11.2012 N 1099 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кольчугинского района Владимирской области, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
Постановлением губернатора Владимирской области от 23.11.2012 N 1323 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Владимирской области, средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Владимирской области, группы видов разрешенного использования.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 20.05.2013 N 33/701/13 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:18:000000:18 установлена в размере 40 153 017 рублей 72 копеек. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка от 19.08.2013 N 33/202/13-186723).
Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А11-7103/2013 Арбитражного суда Владимирской области по иску Кузьменко Л.И. установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка, равная его рыночной в размере 3 350 000 рублей, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 разъяснено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для установления кадастровой стоимости виде рыночной по состоянию на 2008 год ввиду наличия установленной новой кадастровой стоимости земельного участка на более позднюю дату - 01.01.2012 (акт от 20.05.2013 N 33/701/13-6172), а также при наличии решения суда об установлении кадастровой стоимости в виде рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012.
Установление измененной кадастровой стоимости земельного участка не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости на будущее время. Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде во всех правоотношениях, в которых она используется.
Признание кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и внесение в государственный кадастр объектов недвижимости соответствующих сведений об участке обратным числом не предусмотрено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельства дела и по существу направлены на переоценку исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.08.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу N А11-1971/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьменко Лидии Ильиничны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона N 135-ФЗ (в редакции Закона N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
...
В соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 разъяснено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2015 г. N Ф01-254/15 по делу N А11-1971/2014