Нижний Новгород |
|
12 марта 2015 г. |
Дело N А43-8738/2011 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
при участии представителя от конкурсного управляющего ЗАО "Нижегородский ДСК" Таланова В.Н.: Мокеевой А.В. по доверенности от 30.01.2015
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Нижегородской области на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.10.2014, принятое судьей Прытковой В.П., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014, принятое судьями Рубис Е.А., Захаровой Т.А., Смирновой И.А., по делу N А43-8738/2011
по заявлению Правительства Нижегородской области
к закрытому акционерному обществу "Нижегородский домостроительный комбинат" (ИНН: 5263034584, ОГРН: 1025204407436)
о включении в реестр требований кредиторов
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества "Нижегородский домостроительный комбинат" (далее - Общество, должник) Правительство Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 18 880 790 рублей 59 копеек, составляющих задолженность Общества по соглашению о реализации инвестиционного проекта.
Определением от 09.10.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014, суд оставил требование Правительства Нижегородской области без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды посчитали, что правом на обращение в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника обладает орган исполнительной власти, наделенный Правительством Нижегородской области полномочиями на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам перед Нижегородской областью.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Правительство Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 09.10.2014 и постановление от 27.11.2014 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель утверждает, что в силу статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно и непосредственно заявлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования о включении в реестр требований кредиторов.
По мнению заявителя, Правительство Нижегородской области является субъектом, который обладает полномочиями по защите государственных интересов Нижегородской области в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, в связи с чем дополнительного подтверждения указанных полномочий для обращения в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ему не требуется.
В судебном заседании 04.03.2015 в порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 12.03.2015.
Законность определения Арбитражного суда Нижегородской области от 09.10.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 по делу N А43-8738/2011 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано.
В силу статьи 34 Закона о банкротстве к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся уполномоченные органы.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве, уполномоченные органы - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, абзацем 9 этой статьи не предусмотрена возможность самостоятельного предъявления правительством субъекта Российской Федерации требований по денежным обязательствам субъекта Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. По смыслу Закона о банкротстве таким правом обладает только орган исполнительной власти, наделенный специальным полномочием.
При этом является верным вывод судов о том, что данная норма права направлена на объединение требований по различного рода обязательствам перед субъектом Российской Федерации и представление интересов специально уполномоченным на то лицом - уполномоченным органом. Указанные положения обеспечивают проведение единой политики субъекта Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Положения, содержащиеся в абзаце 9 статьи 2 Закона о банкротстве, не ограничивают субъекты Российской Федерации в праве на судебную защиту в рамках дела о банкротстве, а лишь устанавливают особый процедурно-правовой режим предъявления требований к должнику, который вводится при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве.
При этом суд кассационной инстанции счел необходимым отметить, что другие действующие нормативные акты также подтверждают данную позицию. Так, согласно распоряжению Правительства Нижегородской области от 27.11.2002 N 607-р органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам Нижегородской области, а также законные интересы Нижегородской области при проведении процедур банкротства в отношении государственных унитарных предприятий Нижегородской области являлось министерство государственно-правового обеспечения Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 N 207 полномочия по представлению требований Нижегородской области по денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, были переданы министерству инвестиционной политики Нижегородской области
Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.02.2006 N 50 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Нижегородской области от 27.05.2010 N 310) защиту государственных интересов Нижегородской области в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в сфере имущественно-земельных отношений, в том числе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, осуществляет Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Таким образом, представлять интересы Нижегородской области в деле о банкротстве должника должен уполномоченный Правительством Нижегородской области орган на основании последнего по времени издания нормативного акта, действующего на момент обращения в суд с соответствующим заявлением.
Обжалованные судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 по делу N А43-8738/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве, уполномоченные органы - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, абзацем 9 этой статьи не предусмотрена возможность самостоятельного предъявления правительством субъекта Российской Федерации требований по денежным обязательствам субъекта Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. По смыслу Закона о банкротстве таким правом обладает только орган исполнительной власти, наделенный специальным полномочием.
...
Положения, содержащиеся в абзаце 9 статьи 2 Закона о банкротстве, не ограничивают субъекты Российской Федерации в праве на судебную защиту в рамках дела о банкротстве, а лишь устанавливают особый процедурно-правовой режим предъявления требований к должнику, который вводится при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2015 г. N Ф01-120/15 по делу N А43-8738/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
17.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5134/2021
23.06.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
26.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13508/20
20.07.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
13.06.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8738/11
08.09.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
12.03.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-120/15
27.11.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
30.10.2014 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5183/14
22.09.2014 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4477/14
20.08.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
10.07.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
29.05.2014 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
10.09.2013 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8738/11
19.12.2012 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8738/11
14.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5845/12
12.11.2012 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8738/11
01.10.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
15.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3147/12
07.08.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
24.04.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
04.04.2012 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8738/11
02.04.2012 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8738/11
10.02.2012 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-710/12
06.12.2011 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8738/11
06.12.2011 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8738/11