Нижний Новгород |
|
23 марта 2015 г. |
Дело N А79-3292/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Игоря Альбертовича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.07.2014, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Рубис Е.А., по делу N А79-3292/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова Игоря Альбертовича (ИНН: 212808099420, ОГРН: 304212908200079)
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике -Чувашии и недействительными распоряжения от 04.02.2014 N 66, акта проверки от 27.03.2014 N 66 и предписания от 27.03.2014 N 66
и установил:
индивидуальный предприниматель Иванов Игорь Альбертович (далее - Предприниматель, ИП Иванов И.А.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, административный орган) по проведению с 28.02.2014 по 27.03.2014 плановой выездной проверки в отношении Предпринимателя, недействительными распоряжения от 04.02.2014 N 66, акта проверки от 27.03.2014 N 66 и предписания от 27.03.2014 N 66.
Решением суда от 30.07.2014 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 24.11.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ИП Иванов И.А. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт.
По мнению Предпринимателя Управление провело проверку не по вопросу соблюдения прав потребителей при оказании услуги, а по соблюдению лицензионных условий, что не относится к полномочиям административного органа; суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем сделанные ими выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Подробно доводы ИП Иванова И.А. изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Административный орган заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направил. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год в городе Чебоксары, утвержденного прокуратурой Чувашской Республики и размещенного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 04.02.2014 N 66 должностное лицо Управления в отношении Предпринимателя провело плановую выездную проверку соблюдения обязательных требований в области защиты прав потребителей и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проведения проверки было установлено, что Предприниматель (исполнитель) осуществляет перевозки пассажиров по регулярному маршруту N 50 "Площадь Скворцова (остановка "Аэропорт") - улица Эльгера (остановка ТК Московский)", в том числе на автобусах с государственными регистрационными номерами: В456ХЕ, В666ХУ, В691НТ, Р019АЕ, В991ХТ, В458ХЕ, В469РУ, В997ТУ, В907ОХ, В019ХО, В991ЕС, В434ХР, В071ЕТ, В388МХ, В262РЕ на основании договора от 28.06.2012 N 51, заключенного с администрацией города Чебоксары (заказчик).
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.6 договора исполнитель обязуется обеспечить выполнение настоящего договора, действующего законодательства, нормативных актов и иных положений по вопросам организации работы городского пассажирского транспорта, обеспечить наличие справочно-информационного материала в салоне транспортных средств.
18.03.2014 с 10.40 до 11.30 на остановочном пункте регулярного маршрута N 50 города Чебоксары, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица Эльгера (остановка "ТК "Московский"), в ходе визуального осмотра транспортных средств, находящихся на линии, установлены нарушения статей 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пунктов 29, 30, 32, 33, 36, 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок), которые выразились в непредставлении потребителям полной и достоверной информации: внутри транспортного средства отсутствовали фамилии водителей; отсутствовал указатель маршрута регулярных перевозок на заднем окне транспортного средства; над лобовым стеклом и на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствовало наименование перевозчика; внутри транспортного средства отсутствовала информация о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, об адресе и номере телефона перевозчика, фамилиях водителей, стоимости проезда, местах расположения огнетушителей, местах расположения кнопок остановки транспортного средства, аварийных выходах и правилах пользования такими выходами; на указателе маршрута регулярных перевозок, размещенном в верхней части лобового стекла, отсутствовали наименования начального и конечного остановочных пунктов.
По результатам проверки составлен акт от 27.03.2013 N 66. Предписанием от 27.03.2014 N 66 на ИП Иванова И.А. возложена обязанность обеспечить информирование потребителей во всех транспортных средствах регулярного маршрута N 50 города Чебоксары в соответствии с указанными нормами. О выполнении предписания в срок до 09.04.2014 известить Управление письменно с приложением фотоматериалов, подтверждающих его надлежащее исполнение.
Предприниматель не согласился с действиями Управления, его распоряжением, актом проверки и предписанием и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь пунктами 29, 30, 32, 33, 37 Правил перевозок, пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 10, подпунктом 3 пункта 2 статьи 40 Закона защите прав потребителей, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Приказом Минздравсоцразвития от 16.07.2012 N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 14 Административного регламента плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя на основании ежегодного плана проведения проверок.
В силу пункта 16 указанного регламента срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
В пункте 25 Административного регламента указано, что основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план.
Из пункта 41 Административного регламента следует, что плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Проверяемые юридические лица и проверяемые индивидуальные предприниматели уведомляются о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
На основании пункта 59 Административного регламента составление акта проверки осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным на ее проведение. В акт проверки вносятся сведения, полученные в ходе ее проведения, в том числе о фактах выявленных нарушений обязательных требований, нарушений требований к проведению проверки.
В соответствии с пунктом 61 Административного регламента акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в двух экземплярах.
Согласно пункту 63 Административного регламента один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, проверяемому индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, проверяемому гражданину, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа лица, подлежащего проверке, дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к акту проверки.
На основании пункта 70 Административного регламента предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких нарушений.
Предписание об устранении выявленных нарушений является приложением к акту проверки и направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, вместе с актом проверки.
Суды, изучив имеющиеся в деле доказательства, установили, что Управлением в полной мере были соблюдены требования Федерального закона N 294-ФЗ и Административного регламента, и пришли к правомерному выводу о том, что довод ИП Иванова И.А. об отсутствии у Управления полномочий по проверке лицензионных требований основан на неверном толковании действующих норм и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В данном случае Управление провело проверку по вопросу соблюдения прав потребителей при оказании услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а не по соблюдению лицензионных условий. Обязанность по доведению до сведения потребителей необходимой информации установлена Законом о защите прав потребителей и конкретизирована Правилами перевозок.
В силу части 1 статьи 9, части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам перевозок транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства (пункт 29). На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок (пункт 30). На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов (пункт 32). На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок (пункт 33). Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика (пункт 36). Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа; указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; указатели мест расположения огнетушителей; указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил (пункт 37).
На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя в том числе выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
При проведении плановой проверки Управление выявило нарушения со стороны Предпринимателя требований Закона о защите прав потребителей и Правил перевозок при осуществлении им деятельности по перевозке пассажиров, поэтому у него имелись все основания для выдачи предписания об устранении нарушений.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Управления по проведению с 28.02.2014 по 27.03.2014 плановой выездной проверки и составлению по ее результатам акта проверки и предписания совершены, а распоряжение и предписание приняты уполномоченным органом, не противоречат положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
Акт проверки от 27.03.2014 N 66 не отвечает перечисленным признакам, а значит, не может быть оспорен в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что дело в части оспаривания акта правомерно прекращено судом первой инстанции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.07.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу N А79-3292/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Игоря Альбертовича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя в том числе выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
При проведении плановой проверки Управление выявило нарушения со стороны Предпринимателя требований Закона о защите прав потребителей и Правил перевозок при осуществлении им деятельности по перевозке пассажиров, поэтому у него имелись все основания для выдачи предписания об устранении нарушений."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 марта 2015 г. N Ф01-527/15 по делу N А79-3292/2014