Нижний Новгород |
|
23 марта 2015 г. |
Дело N А82-9537/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Смирновой Л.Е. (доверенность от 14.11.2014 N Д-01/6865)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.01.2015, принятое судьями Украинцевой Е.П., Марусина В.А., Ландарь Е.В., по делу N А82-9537/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" (ИНН: 7606069518, ОГРН: 1087606002384)
к Муниципальному совету Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области
о признании недействующим нормативного правового акта в части,
третье лицо - открытое акционерное общество Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье",
и установил:
открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" (далее - ОАО "Ярославльводоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Муниципальному совету Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о признании недействующим и не соответствующим Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведения" решения от 26.02.2013 N 10 "Об организации водоснабжения и водоотведения в Кузнечихинском сельском поселении" в части, в которой ОАО "Ярославльводоканал" определено гарантирующей организацией.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество Жилищно-коммунальное хозяйство "Заволжье".
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса в дело вступил прокурор Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.01.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и сделаны при неправильном применении норм материального и процессуального права, а именно: пункта 15 статьи 2, пункта 7 статьи 7, статьи 12, части 2 статьи 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), части 1, пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По его мнению, решением от 26.02.2013 N 10 Общество признано гарантирующей организацией по зонам деятельности деревни Кузнечиха и поселка Ярославка с нарушением установленных требований, поскольку органом местного самоуправления не проведена инвентаризация сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении, и не утверждена схема водоснабжения и водоотведения в этих районах. ОАО "Ярославльводоканал" указывает, что оспариваемым актом затрагиваются права и обязанности Общества как хозяйствующего субъекта - возлагаются дополнительные обязанности, в том числе по заключению договора водоснабжения с любым лицом, по эксплуатации бесхозяйных сетей, по контролю качества воды в любых сетях, заключение договоров на транспортировку. ОАО "Ярославльводоканал" утверждает, что оно не осуществляло на спорной территории поставку холодной питьевой воды, а также отведение сточных вод, не имело никаких сведений об абонентах, расположенных на данной территории, ни о сетях и сооружениях, посредством которых обеспечивается водоснабжение и водоотведение спорных территорий.
Подробно позиция ОАО "Ярославльводоканал" изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Прокурор Ярославской области в отзыве не согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе, указав на отсутствие оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, отзыв на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, оспариваемым решением Муниципального Совета Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 26.02.2013 N 10 "Об организации водоснабжения и водоотведения в Кузнечихинском сельском поселении", опубликованным в приложении "Деловой вестник N 9 за 07.03.2013 к газете "Ярославский агрокурьер", определены гарантирующие организации в Кузнечихинском сельском поселении муниципального района Ярославской области для централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Согласно приложению N 1 к решению от 26.02.2013 N 10 ОАО "Ярославльводоканал" выступает гарантирующей организацией по холодному водоснабжению в зоне деятельности деревни Кузнечиха и по водоотведению в зоне деятельности поселка Ярославка.
В соответствии с пунктом 2 решения от 26.02.2013 N 10 гарантирующим организациям предписано заключать прямые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с абонентами, а также договоры на передачу холодной воды и стоков по присоединенным сетям с сетевыми организациями, которые определены в приложении N 1 к решению. Применительно к спорным зонам деятельности (деревня Кузнечиха и поселок Ярославка) сетевой организацией назначено ОАО ЖКХ "Заволжье".
Не согласившись с решением от 26.02.2013 N 10 в части, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь пунктами 2, 3, 6, 15 статьи 2, частями 7, 8 статьи 7, статьями 12, 38, 42 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд на основании главы 23 АПК РФ устанавливает наличие или отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым нормативным правовым актом, наличие у органа, принявшего данный нормативный правовой акт, полномочий на его принятие, соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В пункте 15 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее гарантирующей организацией обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией предложение о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения. Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организацией письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным (пункт 8 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ).
До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 416-ФЗ, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (пункт 7 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
В силу части 2 статьи 38 Федерального закона N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
В пункте 2 статьи 42 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В силу части 5 статьи 42 Федерального закона N 416-ФЗ, до утверждения схем водоснабжения и водоотведения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.
Таким образом, наличие схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, а также проведение инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), безусловным основанием для определения гарантирующей организации не имеется. Указанные мероприятия проводятся уполномоченными органами наряду с принятием акта о наделении соответствующего субъекта статусом гарантирующей организации в установленном законе порядке.
Суд установил, что ОАО "Ярославльводоканал" является единственной организацией, которая фактически осуществляет холодное водоснабжение в деревне Кузнечиха (в том числе водоподготовку) и водоотведение в поселке Ярославка (в том числе очистку сточных вод).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение не противоречит статьям 38, 42 Федерального закона N 416-ФЗ и не нарушает права и законные интересы ОАО "Ярославльводоканал" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения Арбитражного суда Ярославской области и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба ОАО "Ярославльводоканал" не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 3000 рублей подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.01.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Ярославльводоканал".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 статьи 42 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В силу части 5 статьи 42 Федерального закона N 416-ФЗ, до утверждения схем водоснабжения и водоотведения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение не противоречит статьям 38, 42 Федерального закона N 416-ФЗ и не нарушает права и законные интересы ОАО "Ярославльводоканал" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 марта 2015 г. N Ф01-605/15 по делу N А82-9537/2014