Нижний Новгород |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А38-4355/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Николаева В.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Ногтевой В.А.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2014, принятое судьей Светлаковой Т.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014, принятое судьями Родиной Т.С., Назаровой Н.А., Насоновой Н.А., по делу N А38-4355/2014
по иску муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (ИНН: 1215037475, ОГРН: 1021200772361)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636)
о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Республики Марий Эл,
и установил:
муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 1 350 000 рублей, понесенных в связи с предоставлением на условиях социального найма муниципального жилого помещения Родыгину С.Р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Марий Эл.
Суд решением от 20.10.2014 исковые требования Администрации удовлетворил в полном объеме: взыскал с Министерства убытки в сумме 1 350 000 рублей. Кроме того, с Министерства в пользу Администрации взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 1 350 000 рублей по ставке рефинансирования 8,25 процента годовых начиная с момента вступления решения в законную силу и до его фактического исполнения.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.12.2014 оставил решение от 20.10.2014 без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20.10.2014 и постановление от 26.12.2014 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нарушили нормы материального права, сделали выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Министерство полагает, что в данном споре оно является ненадлежащим ответчиком. У суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в связи с отсутствием расходных обязательств Российской Федерации по финансированию затрат, связанных с предоставлением жилой площади гражданину-инвалиду, поставленному на учет после 01.01.2005.
Судами необоснованно применена статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку положения данной статьи не предполагают ее применение по инициативе суда, основанием для применения указанной нормы может служить только заявление потерпевшей стороны.
При вынесении решения суды первой и апелляционной инстанций не обратили внимание на природу спорных правоотношений и пределы применения гражданского законодательства.
Истец и третье лицо в отзывах на кассационную жалобу подробно и мотивированно отклонили заявленные доводы, считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованным, и просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, поэтому в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 по делу N А38-4355/2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной? жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Родыгин Сергей Рафаилович, страдающий заболеванием тяжелой хронической формы, включенный в соответствующий перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, стоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждено выпиской из постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 21 июля 2010 года N 2062.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2011 года по делу N 2-1610/2011 на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" возложена обязанность по предоставлению Родыгину С.Р. благоустроенного жилого помещения размером не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Во исполнение решения Йошкар-Олинского городского суда администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставила Родыгину С.Р. по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилое помещение общей площадью 26 квадратных метров, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Й. Кырли, д. 46 В, кв. 69, что подтверждается постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 21.07.2014 N 1800 "О предоставлении жилого помещения по договору социального найма", договором социального найма жилого помещения от 23.07.2014 N 14/0191 и актом приема-передачи жилого помещения от 23.07.2014.
Администрация, посчитав, что Министерство финансов обязано компенсировать ей расходы на предоставление жилого помещения по договору социального найма Родыгину С.Р., обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, исходя из обоснованности требований истца по праву, в связи с причинением убытков неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению расходов, понесенных муниципальным образованием в связи с предоставлением во исполнение решения Йошкар-Олинского городского суда жилого помещения лицу, относящемуся к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О указано, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ).
В части 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренной федеральным законодательством, осуществляемых за счет средств из федерального бюджета.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Администрация исполнила обязанность по предоставлению Родыгину С.Р. жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Доказательства предоставления Республике Марий Эл или городу Йошкар-Оле из федерального бюджета средств на компенсацию расходов, понесенных в связи с предоставлением Родыгину С.Р. из муниципального жилищного фонда жилого помещения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Администрации в части взыскания с Министерства убытков в сумме 1 350 000 рублей.
Принимая решение, суд первой инстанции также пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства процентов за несвоевременный возврат платы, начисленных на сумму 1 350 000 рублей по ставке рефинансирования 8,25 процента годовых начиная с момента вступления решения в законную силу и до его фактического исполнения.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Принимая данное решение, суды руководствовались пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", которым предусмотрено, что с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в исковом заявлении предъявлено не было. Из дополнения к исковому заявлению и протокола судебного заседания данное требование также не усматривается.
Учитывая, что в соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе по своей инициативе изменить предмет или основание иска, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для взыскания с Министерства процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 1 350 000 рублей по ставке рефинансирования 8,25 процента годовых начиная с момента вступления решения в законную силу и до его фактического исполнения.
На основании указанного решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.01.2014 подлежит отмене в указанной части на основании пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду применения закона, не подлежащего применению.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 по делу N А38-4355/2014 подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Министерства - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 в части взыскания с Министерства процентов за пользование чужими денежными средствами, поэтому на основании части 2 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению исполнение требований исполнительного листа Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2014 серии ФС N 000037207 в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 1 350 000 рублей по ставке рефинансирования 8,25 процентов годовых начиная с момента вступления решения в законную силу и до его фактического исполнения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 по делу N А38-4355/2014 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 1 350 000 рублей по ставке рефинансирования 8,25 процента годовых, начиная с момента вступления решения в законную силу и до его фактического исполнения.
Прекратить взыскание по исполнительному листу Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2014 серии ФС N 000037207 процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 1 350 000 рублей по ставке рефинансирования 8,25 процента годовых начиная с момента вступления решения в законную силу и до его фактического исполнения.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 по делу N А38-4355/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной? инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Николаев |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая данное решение, суды руководствовались пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", которым предусмотрено, что с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения.
...
На основании указанного решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.01.2014 подлежит отмене в указанной части на основании пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду применения закона, не подлежащего применению.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 по делу N А38-4355/2014 подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Министерства - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 марта 2015 г. N Ф01-559/15 по делу N А38-4355/2014