Нижний Новгород |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А82-6721/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.04.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроцех" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.09.2014, принятое судьей Украинцевой Е.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014, принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А82-6721/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроцех" (ИНН: 7627026875, ОГРН: 1047602205958)
к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области (ИНН: 7604059433, ОГРН: 1027600698498)
о признании незаконным решения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агроцех" (далее - ООО "Агроцех", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента дорожного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент), выраженного в письме от 18.03.2014 N 04-19/97, об отказе в согласовании размещения в полосе отвода автомобильной дороги Ярославль - Углич (км 9 + 530, справа) пешеходного моста к магазину, и об обязании принять решение о согласовании размещения пешеходного моста, примыкающего к автомобильной дороге Ярославль -Углич.
Решением суда от 27.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ООО "Агроцех", судебные акты приняты с нарушением норм материального права; мотивы отказа Департамента в согласовании размещения пешеходного моста не соответствуют положениям Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию размещения в полосе отвода и придорожной полосе региональных и межмуниципальных автомобильных дорог объектов дорожного сервиса и объектов, не имеющих отношения к обеспечению функционирования автомобильных дорог, относящихся к государственной собственности Ярославской области, утвержденного приказом Департамента от 29.06.2012 N 86 (далее - Административный регламент).
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Агроцех" с 05.10.2006 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 76:17:193201:0003, площадью 104 777 квадратных метров, расположенный по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Бекреневский сельский округ, в районе деревни Чурилково, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.06.2014 N 76/02/2014-21610, договором от 09.08.2006 N 101 купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, заключенным администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области и ООО "Агроцех".
На земельном участке расположено принадлежащее ООО "Агроцех" складское здание (магазин) площадью 61,3 квадратного метра, адрес объекта: Ярославская область, Ярославский район, в районе деревни Чурилково, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.06.2014 N 76/02/2014-21609.
20.02.2014 Общество обратилось в Департамент с заявлением о согласовании размещения в полосе отвода автодороги Ярославль - Углич (справа) пешеходного моста, примыкающего к обочине и к магазину, занимаемая площадь в полосе отвода автодороги - 7 квадратных метров.
Департамент письмом от 18.03.2014 N 04-19/97 сообщил ООО "Агроцех", что необходимость в обустройстве указанного пешеходного моста отсутствует, так как магазин Общества присоединен к муниципальной автодороге Ярославль - Углич - Ломки, примыкающей к автодороге Ярославль - Углич (км 9 + 541, справа).
Также согласно данным Департамента, пешеходный мост Общества размещен в полосе отвода автодороги Ярославль - Углич (км 9 + 530, справа) без согласования с данным органом власти, что является нарушением пункта 7 Положения о полосах отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и о мерах сохранности автомобильных дорог, утвержденного постановлением администрации Ярославской области от 03.09.2007 N 360-а (далее - Положение о полосах отвода). В связи с данными обстоятельствами Департамент предложил Обществу демонтировать пешеходный мост.
Посчитав отказ Департамента в согласовании размещения пешеходного моста, примыкающего к автомобильной дороге Яросавль - Углич, не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Агроцех" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 257-ФЗ), пунктами 10 - 12 Положения о полосах отвода, Арбитражной суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
На основании пункта 1 статьи 22 Закона N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. При этом обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов (пункт 3 статьи 22 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
В силу пункта 7 Положения о полосах отвода выполнение работ в границах полосы отвода осуществляется на основании разрешения на производство работ, выдаваемого органом управления дорожным хозяйством области в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию размещения в полосе отвода и придорожной полосе объектов дорожного сервиса и объектов, не имеющих отношения к обеспечению функционирования региональных автомобильных дорог.
Как установили суды и подтверждается материалами дела, пешеходный мост к магазину ООО "Агроцех" установлен Обществом самовольно в полосе отвода автодороги Ярослав - Углич, относящейся в силу постановления Правительства Ярославской области от 12.03.2008 N 83-п "Об утверждении перечней автомобильных дорог" к автомобильным дорогам регионального значения и являющейся собственностью Ярославской области.
Доказательства того, что магазин и пешеходный мост относятся к объектам дорожного сервиса, в материалы дела не представлены.
Согласно письму Департамента от 18.03.2014 N 04-19/97 в согласовании выполнения работ по устройству спорного пешеходного моста отказано именно в связи с тем, что мост самовольно размещен Обществом, то есть возведен без соответствующего разрешения на производство работ.
В соответствии с пунктом 10 Положения о полосах отвода в пределах полосы отвода региональной автомобильной дороги могут размещаться: инженерные коммуникации, автомобильные дороги, железные дороги, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также иные сооружения и объекты, которые располагаются вдоль автомобильной дороги либо пересекают ее; подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода региональной автомобильной дороги и требующим доступа к ним. Размещение объектов, указанных в пункте 10 Положения, в пределах полосы отвода региональной автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с органом управления дорожным хозяйством и управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ярославской области, если их размещение за пределами полосы отвода региональной автомобильной дороги по условиям сложившейся застройки невозможно и если такое размещение не потребует переустройства данных объектов в случае реконструкции региональной автомобильной дороги (пункт 11 Положения о полосах отвода).
Поскольку пешеходный мост не относится к объектам дорожного сервиса, его размещение в полосе отвода автодороги Ярославль - Углич (км 9 + 530, справа), как правомерно установили суды первой и апелляционной инстанций, противоречит пунктам 10 и 11 Положения о полосах отвода.
На основании пункта 3.2.2.3 Административного регламента при установлении, в частности, таких фактов, как запрет на размещение определенного объекта в полосе отвода и придорожной полосе межмуниципальных и региональных автомобильных дорог согласно действующему законодательству и техническим нормам, нарушение (несоблюдение) технических условий и (или) условий соглашения при подготовке проектной документации на объект, неисполнение заявителем законных требований Департамента в отношении ранее размещенных объектов в течение трех дней, Департамент дорожного хозяйства Ярославской области отказывает в согласовании места размещения объекта.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента в согласовании Обществу размещения пешеходного моста, выраженный в письме от 18.03.2014 N 04-19/97, соответствует статье 25 Закона N 257-ФЗ, пунктам 7, 10 Положения о полосах отвода и не нарушает права и законные интересы ООО "Агроцех" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя. В силу пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за рассмотрение настоящей кассационной жалобы составляет 1500 рублей. Согласно платежному поручению от 12.02.2015 N 108 ООО "Агроцех" уплатило 150 рублей государственной пошлины. Оставшиеся денежные средства в размере 1350 рублей подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.09.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу N А82-6721/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроцех" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агроцех" в доход федерального бюджета 1350 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 3.2.2.3 Административного регламента при установлении, в частности, таких фактов, как запрет на размещение определенного объекта в полосе отвода и придорожной полосе межмуниципальных и региональных автомобильных дорог согласно действующему законодательству и техническим нормам, нарушение (несоблюдение) технических условий и (или) условий соглашения при подготовке проектной документации на объект, неисполнение заявителем законных требований Департамента в отношении ранее размещенных объектов в течение трех дней, Департамент дорожного хозяйства Ярославской области отказывает в согласовании места размещения объекта.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента в согласовании Обществу размещения пешеходного моста, выраженный в письме от 18.03.2014 N 04-19/97, соответствует статье 25 Закона N 257-ФЗ, пунктам 7, 10 Положения о полосах отвода и не нарушает права и законные интересы ООО "Агроцех" в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2015 г. N Ф01-916/15 по делу N А82-6721/2014