Нижний Новгород |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А31-8864/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Шорохова А.Ю. (доверенность от 27.10.2014 N 114-юр)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-Кострома" на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.10.2014, принятое судьей Сизовым А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А31-8864/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-Кострома" (ИНН: 4401017834, ОГРН: 1024400511794)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (ИНН: 4401004867, ОГРН: 1024400537556)
о признании незаконным и об отмене постановления о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-Кострома" (далее - ООО "НОВАТЭК-Кострома", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 11.08.2014 по делу об административном правонарушении N АД04-20/528, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением суда от 28.10.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 решение оставлено без изменения; размер административного штрафа снижен до 150 000 рублей.
ООО "НОВАТЭК-Кострома" не согласилось с принятыми судебными актами в части размера назначенного административного штрафа и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Общество указывает, что оплата административного штрафа даже в сумме, сниженной судом апелляционной инстанции ниже минимального размера, установленного соответствующей статьей КоАП РФ, не может положительно сказаться на финансово-экономическом состоянии ООО "НОВАТЭК-Кострома", в связи с этим и другими обстоятельствами размер штрафа должен быть снижен судом округа до 100 000 рублей.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы; надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя Управления было возбуждено дело N 04-57/1167 по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Кострома" (новое наименование - ООО "НОВАТЭК-Кострома") пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N 04-57/1167, комиссия Управления приняла решение от 09.10.2013 (в полном объеме изготовлено 22.10.2013), в соответствии с которым установлено нарушение Обществом пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного ограничения подачи природного газа на котельные, эксплуатируемые ЗАО "Инвест-проект", что привело к ущемлению интересов потребителей, добросовестно оплачивающих услуги по поставке коммунального ресурса.
Рассмотрение дела было прекращено в связи с добровольным устранением ООО "НОВАТЭК-Кострома" нарушения антимонопольного законодательства.
На основании пункта 3 резолютивной части решения материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.
В присутствии представителя ООО "НОВАТЭК-Кострома" на основании доверенности составлен протокол об административном правонарушении от 30.07.2014 по делу N АД 04-20/528. В действиях Общества усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Руководитель Управления, рассмотрев протокол и материалы дела N АД 04-20/528, вынес в отношении Общества постановление от 11.08.2014, в соответствии с которым оно было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и ему с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность (добровольное прекращение противоправного поведения; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу; предотвращение вредных последствий административного правонарушения; добровольное устранение причиненного вреда), было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 1.5, частью 2 статьи 2.1, частью 6 статьи 4.5, статьей 14.31 КоАП РФ, частями 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 5, статьей 10 Закона о защите конкуренции, пунктами 1, 10.1, 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения, но, приняв во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П счел возможным снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 150 000 рублей.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В части 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ.
Нарушение Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено решением Управления от 22.10.2013 по делу N 04-57/1167, которое было предметом судебного разбирательства по делу N А31-98/2014.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры для соблюдения антимонопольного законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Общество не согласно с размером административного штрафа и в кассационной жалобе просит снизить его до 100 000 рублей.
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания апелляционный суд с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П, снизил размер штрафа до 150 000 рублей. Суд исходил из того, что такое наказание является справедливым, соразмерным характеру совершенного административного правонарушения, степени вины ООО "НОВАТЭК-Кострома", его имущественному и финансовому положению.
Применение положений постановлений от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П в каждом отдельном случае является оценочной категорией. В компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции не входит решение вопроса о снижении минимального размера административного штрафа ниже низшего предела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств и установленными судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 28.10.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 по делу N А31-8864/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-Кострома" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры для соблюдения антимонопольного законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
...
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания апелляционный суд с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П, снизил размер штрафа до 150 000 рублей. Суд исходил из того, что такое наказание является справедливым, соразмерным характеру совершенного административного правонарушения, степени вины ООО "НОВАТЭК-Кострома", его имущественному и финансовому положению.
Применение положений постановлений от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П в каждом отдельном случае является оценочной категорией. В компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции не входит решение вопроса о снижении минимального размера административного штрафа ниже низшего предела."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф01-907/15 по делу N А31-8864/2014