Нижний Новгород |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А79-6202/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
арбитражного управляющего Григорьева Николая Леонидовича,
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.10.2014,
принятое судьей Каргиной Н.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014,
принятое судьями Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., Гущиной А.М.,
по делу N А79-6202/2014
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
о привлечении арбитражного управляющего Григорьева Николая Леонидовича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
и у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении арбитражного управляющего открытого акционерного общества "Волгодорстрой" Григорьева Николая Леонидовича (далее - Григорьев Н.Л., арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 07.10.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики привлек Григорьева Н.Л. к административной ответственности в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Постановлением апелляционного суда от 23.12.2014 решение суда оставлено без изменения.
Арбитражный управляющий не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Григорьев Н.Л. полагает, что срок окончания приема заявок был соблюден, в то же время законодатель не предусмотрел специального пятидневного срока для проверки заявок до начала торгов. По мнению арбитражного управляющего, в его действиях отсутствует вина вмененного административного правонарушения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.08.2010 по делу N А79-13102/2009 открытое акционерное общество "Волгодорстрой" (далее - ОАО "Волгодорстрой", должник) признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
Определением от 19.10.2010 конкурсным управляющим ОАО "Волгодорстрой" утвержден Григорьев Н.Л.
При проверке выполнения Григорьевым Н.Л. обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Волгодорстрой" Управлением установлены допущенные им нарушения пункта 4 статьи 20.3, статей 28, 13, 110 Закона о банкротстве, а именно: не исполнена обязанность по своевременному опубликованию сообщения о собрании кредиторов в установленный законом срок; являясь организатором торгов, арбитражный управляющий установил срок прекращения приема подачи заявок за два дня до проведения торгов; на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) отсутствуют проекты договоров купли-продажи предприятия и о задатке; в сообщении N 198313 на сайте ЕФРСБ размещена информация о проведении открытых торгов в форме аукциона, в которой отсутствовали сведения о порядке ознакомления с предприятием и сроках платежей, реквизитах счетов, на которые вносятся платежи.
Усмотрев в действиях арбитражного управляющего признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 28.07.2014 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, частью 3 статьи 14.13, статьями 28.1 и 28.3 КоАП РФ, статьями 2, 13, 20.3, 28, 110 Закона о банкротстве, Порядком проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2010 N 54, пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и назначил наказание в виде 25 000 рублей штрафа.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
На основании пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона N 127-ФЗ сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью ЕФРСБ о фактах деятельности юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, подлежат размещению в сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установили суды, собрание кредиторов ОАО "Волгодорстрой" конкурсным управляющим назначено на 11.06.2014 в 10 часов 00 минут. Однако в нарушение указанных норм сообщение о собрании кредиторов опубликовано в ЕФРСБ лишь 30.05.2014, то есть за 12 дней до даты проведения собрания кредиторов.
Арбитражный управляющий в своей жалобе не согласен с выводом судов о сроке рассмотрения заявок в ходе торгов. Считает, что срок окончания приема заявок был соблюден, в то же время законодатель не предусмотрел специального пятидневного срока для проверки заявок до начала торгов.
На основании статьи 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов (абзац 11 пункта 8).
Не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника (пункт 9).
В сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается); порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; дата, время и место подведения результатов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании (пункт 10).
Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола (абзац 6 пункта 12).
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-Р газета "КоммерсантЪ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 5.2 приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54 "Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям" решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в открытых торгах принимается в течение пяти дней по результатам рассмотрения всех представленных заявок на участие в открытых торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Как видно из материалов дела, конкурсным управляющим проведены торги 21.11.2013 в 10 часов (время московское) в форме открытого аукциона по составу и по форме представления предложения о цене на электронной торговой площадке ООО "Фабрикант.ру", сайт http://www.fabrikant.ru.
Суды установили, что из информации с сайта ЕФРСБ следует, что дата и время начала приема заявок - 14.10.2013, дата и время окончания приема заявок - 18.11.2013, дата и время торгов - 21.11.2013.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что в нарушение указанных норм конкурсный управляющий установил срок прекращения приема подачи заявок за два дня до проведения торгов.
Кроме того, в названных сообщениях конкурсного управляющего на сайте ЕФРСБ отсутствуют проекты договоров купли-продажи предприятия и о задатке.
Также суды установили, что в сообщении N 198313 о проведении 21.01.2014 открытых торгов в форме аукциона отсутствуют следующие сведения: порядок ознакомления с предприятием и сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что арбитражным управляющим нарушены требования законодательства о банкротстве, является верным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суды установили, что арбитражный управляющий имел возможность исполнить надлежащим образом нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Григорьева Н.Л. реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Процедуру привлечения нарушителя к административной ответственности суды проверили и нарушений не установили. При производстве по делу заявитель не был лишен гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Кроме того, оценив характер, конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и роль правонарушителя, суды пришли к правильному выводу том, что имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выполнение которых предусмотрено действующим законодательством, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Административное наказание правомерно назначено арбитражному управляющему по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия смягчающих, отягчающих ответственность обстоятельств дела, в пределах санкции, установленной данной статьей, с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25 000 рублей, оснований для уменьшения штрафа не имеется.
Ссылка заявителя на то, что к ответственности привлечено ненадлежащее лицо - не конкурсный, а арбитражный управляющий, несостоятельна, поскольку в период проведения административного расследования Управлением рассматривалась деятельность арбитражного управляющего Григорьева Н.Л., как лица, утвержденного судом в деле о банкротстве ОАО "Волгодорстрой" для проведения конкурсного производства должника.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.10.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу N А79-6202/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Григорьева Николая Леонидовича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Процедуру привлечения нарушителя к административной ответственности суды проверили и нарушений не установили. При производстве по делу заявитель не был лишен гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Кроме того, оценив характер, конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и роль правонарушителя, суды пришли к правильному выводу том, что имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выполнение которых предусмотрено действующим законодательством, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Административное наказание правомерно назначено арбитражному управляющему по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия смягчающих, отягчающих ответственность обстоятельств дела, в пределах санкции, установленной данной статьей, с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25 000 рублей, оснований для уменьшения штрафа не имеется."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 апреля 2015 г. N Ф01-1094/15 по делу N А79-6202/2014